Микросреда стволовых клеток влияет на развитие микроцефалии

09/08/2017
Микросреда стволовых клеток влияет на развитие микроцефалии

Группа ученых из Австралийского Национального Университета обнаружила взаимосвязь между микроцефалией  и окружающей средой стволовых клеток. Работа проводилась под руководством доктора Леони Куинн. Результаты исследования были опубликованы сегодня на официальном сайте учебного учреждения.

За размер мозга, карликовость и другие дефекты развития отвечают мутации в определенных генах. После обнаружения генов, ответственных за развитие у младенцев микроцефалии, ученые провели множество обширных исследований, чтобы понять, какие молекулярные механизмы эти гены используют для влияния на объемы мозга. Особенно актуальной эта проблема стала сейчас, когда распространившийся вирус Зика стал толчком к увеличению количества детей-микроцефалов.

Многие работы рассматривали дефектную функцию нервных стволовых клеток в качестве вероятного виновника развития микроцефалии у пациентов с мутацией в белке WDR62, однако теперь австралийские ученые обнаружили, что маленький размер мозга связан с совершенно другими механизмами. С помощью анализа генетических моделей ученые обнаружили, что мутация гена WDR62 в нервных стволовых клетках никак не влияла на размеры мозга. Нервные стволовые клетки имели меньший размер, но этот дефект компенсировался другими клетками. Однако уменьшение количества белка WDR62 в микросреде стволовых клеток (нише) серьезно задерживало рост мозга за счет снижения количества нервных стволовых клеток.

По словам авторов работы, полученные результаты не только помогли понять, как микроцефалические мутации задерживают рост мозга у пациентов и приводят к развитию болезни, но и позволили обнаружить важную взаимосвязь между стволовыми клетками и их «средой обитания». Теперь исследователи, отталкиваясь от полученных знаний, будут изучать взаимодействия вируса Зика с WDR62 и средой стволовых клеток.