Ингредиент зубной пасты поможет лечить малярию

18/01/2018
Ингредиент зубной пасты поможет лечить малярию

Один из ингредиентов зубной пасты можно использовать в качестве противомалярийного препарата. Об этом сообщила исследовательская группа из Университета Кэмбриджа. Результаты наблюдений ученых были опубликованы сегодня в журнале Scientific Reports.

Малярийных плазмодиев переносят комары. Паразиты попадают в кровь человека вместе со слюной насекомого при укусе. После внедрения в организм они проникают в печень, где остаются для созревания и размножения. Спустя несколько дней возбудители покидают печень и проникают в эритроциты, продолжая размножаться и распространяться по всему организму, что вызывает множество различных симптомов, часть из которых чревата опасными для жизни осложнениями. Главная проблема на текущий момент заключается в том, что плазмодии становятся устойчивыми к современным лекарственным препаратам, поэтому специалисты занялись поиском новых химических соединений, которые могли бы с такой же эффективностью заменить уже существующие препараты против малярии.

В ходе новой работы исследователи решили более подробно изучить воздействие триклозана на малярийных плазмодиев. Триклозан обычно добавляют в зубную пасту, так как он предотвращает скопление бактерий за счет ингибирования фермента enoyl reductase (ENR), который участвует в производстве жирных кислот. Кроме того, ученым давно известно, что триклозан также ингибирует рост культуры малярийного паразита Plasmodium на ранних стадиях развития. Однако теперь с помощью высокотехнологичного робота 'Eve' исследовательская группа обнаружила, что на самом деле триклозан также влияет на рост возбудителя малярии путем специфического ингибирования совершенно иного фермента, называемого DHFR – на взаимодействие с ним нацелен известный противомалярийный препарат пириметамин.

Лабораторные эксперименты показали, что малярийные плазмодии, устойчивые к пириметамину, не могут противостоять триклозану, и этот ингредиент зубной пасты в ближайшем будущем может стать эффективной заменой пириметамина. Более того, как отметили специалисты, поскольку триклозан ингибирует как ENR, так и DHFR, становится возможным проведение лечения малярии даже на поздних стадиях развития.