Ученые предложили лечить травмы мозга собственными нейронами

21/02/2017
Ученые предложили лечить травмы мозга собственными нейронами

Ученые Медицинского университета Вены (Австрия) в сотрудничестве со специалистами Университета Земмельвейса (Венгрия) обнаружили, что некоторые зрелые нейроны могут изменять пространство вокруг себя, предоставляя возможность незрелым нейронам мигрировать. С помощью данной технологии можно помочь людям, пострадавшим вследствие инсульта или травмы мозга. Результаты исследования были опубликованы сегодня на сайте учебного заведения.

У млекопитающих известно лишь два участка мозга, которые могут создавать новые нейроны после рождения и в течение всей жизни: это участок, отвечающий за восприятие запахов, и гиппокамп, который участвует в работе памяти и хранении информации. У людей «обонятельная система» значительно снижает производство новых нейронов в раннем детстве. В настоящее время население многих западных стран становится старше, и растет распространенность нейродегенеративных заболеваний, а равно и случаев инсульта. Настоящее исследование посвящено вопросу о том, можно ли использовать нейронную миграцию для лечения больных с травмами мозга.

В рамках данного проекта ученые обнаружили, что для миграции новообразованных нейронов необходима деятельность резидентных дифференцированных клеток - они «прокладывают путь» нейронам, перерабатывая некоторое количество глиальных клеток, заполняющих пространства между нейронами. Исследователи выявили целую молекулярную систему, используемую дифференцированными нейронами для осуществления миграции тех нейронов, которые появились уже после рождения. Теоретически, используя фармакологические средства воздействия на мозг, можно перенаправить нейроны в поврежденные участки. Несмотря на то, что расстояния между начальным и конечным пунктами могут быть значительными, ученые уверены, что процесс осуществим.

Полученные данные о том, что дифференцированные нейроны управляют направлением миграции клеток, имеют большую важность, поскольку эти нейроны участвуют во многих процессах и обрабатывают информацию, поступающую не только из близлежащих, но и дальних участков, а также активируются в определенный момент. Следовательно, выявленный механизм может помочь объяснить работу мозга или соответствующие нарушения при травмах. В дальнейшем ученые надеются выявить, с помощью каких веществ можно воздействовать на дифференцированные нейроны, и тем самым разработать новые методики лечения нейродегенеративных заболеваний.