Диспраксия (Синдром неуклюжести)
Диспраксия − это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме. Расстройство выявляется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).
Общие сведения
Диспраксия (синдром неуклюжести) – трудности с планированием и выполнением точных движений. Обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). Среди мальчиков данное состояние регистрируется в 4 раза чаще, чем среди девочек. Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, самообслуживание, школьную успеваемость, поведение, коммуникативную сферу, поэтому требует своевременной целенаправленной коррекции.
Причины
Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию. Причинами последующих локомоторных расстройств в детском возрасте служат:
- патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
- аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
- патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
- неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).
Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.
Патогенез
Патогенетическим ядром диспраксии является задержка созревания корковых и субкортикальных структур, обеспечивающих различные виды моторики. В осуществлении двигательного намерения задействована сложная цепочка взаимодействия различных церебральных структур.
Принятие решения о выполнении целенаправленного движения происходит в лимбической коре и таламусе. За формирование плана моторных действий на основе различных сенсорных стимулов ответственны префронтальная, височно-затылочная, теменная ассоциативные зоны, а также базальные ганглии.
На этапе внутреннего программирования движений задействуются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок, базальные ядра. Наконец, в непосредственном исполнении моторного акта участвуют двигательная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга, периферические мышцы (скелетные, артикуляционные, мимические).
При диспраксии имеет место ретардация и функциональная рассогласованность деятельности обозначенных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и парциальному недоразвитию праксиса (речевого, зрительно-пространственного, конструктивного и пр.).
В рамках патогенетического подхода выделяют первичную диспраксию, обусловленную незрелостью двигательного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и протекает тяжелее. Распад произвольных движений у взрослых носит название апраксии.
Классификация
В психологии диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:
1. По механизму:
- кинетическая (двигательная) – трудности переключения с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
- кинестетическая (чувствительная) – затруднения поиска уклада, позы; указывает на поражение нижней теменной коры слева.
2. По замыслу:
- идеомоторная – невозможно выполнение действий по команде при сохранности спонтанных движений;
- идеаторная – страдает план реализации действия, серия последовательных движений при выполнении какой-либо сложной операции.
3. По виду деятельности:
- конструктивная – трудности действий на составление целого из частей (складывание разрезной картинки, собирание конструктора);
- пространственная – дезорганизация движений в пространстве, несформированность понятий «спереди-сзади», «слева-справа», «вверху-внизу»;
- графомоторная – трудности при начертании графических символов (цифр, букв);
- выразительная – неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимической мускулатуры.
4. По локализации:
- пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;
- оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
- артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями и т. д.
Симптомы диспраксии
Все диспраксические проявления у детей объединяются в 4 группы: проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия; сложности с подвижными играми; речевые нарушения; графические трудности.
Дети с диспраксией обычно позднее овладевают различными моторными навыками: с задержкой начинают переворачиваться, сидеть и ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно пить и кушать, с трудом могут пользоваться столовыми приборами. Отмечается неловкость в выполнении любых точных действий: одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, взаимодействии с игрушками. У детей с диспраксией часто «все валится из рук», они имеют плохую двигательную координацию – постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не вписываются» в дверные проемы.
Ребенок с диспраксией проявляет неловкость в различных подвижных играх, особенно с предметами. Ему плохо удается ловить, бросать и пинать мяч, прыгать со скакалкой. Трудности вызывает обучение езде на велосипеде, самокате, катанию на коньках (ребенок долго не может научиться держать равновесие). Как правило, дети не любят играть в конструктор, собирать паззлы, работать с бумагой и ножницами.
Артикуляционная диспраксия проявляется в пропусках, искажениях, заменах сложных звуков более простыми. Отмечаются смазанность и неточности произношения, перестановки и элизии слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, имеет низкую скорость письма, плохой почерк.
Осложнения
Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка.
Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.
Диагностика
В международной практике принято использовать диагностическую шкалу DSM-IV, устанавливающую следующие критерии диспраксии:
- Выраженное моторное недоразвитие.
- Двигательная недостаточность ухудшает повседневную активность и успеваемость.
- Координационные нарушения не являются следствием других органических заболеваний.
- Моторная неловкость не связана с первазивным расстройством развития.
- ЗПР не влияет на тяжесть двигательных нарушений.
В диагностике детей с диспраксией задействуются детские неврологи, нейропсихологии, логопеды. Все необходимые сведения получаются в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.
- Клинико-анамнестические данные. У большинства детей с диспраксией прослеживается неблагоприятный перинатальный анамнез, задержка моторного и речевого развития. Отмечается истощаемость внимания, трудности засыпания, тревожность. Характерна неуклюжесть, неустойчивость позы.
- Электрофизиологические исследования. Регистрация ЭЭГ позволяет подтвердить функциональный характер мозговых нарушений. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, которые исключают органическую природу двигательных нарушений.
- Нейропсихологическое обследование. Проводятся тесты и пробы, направленные на определение нарушений различных видов праксиса. Наиболее показательными являются пробы Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические пробы, прыжковый тест и др.
- Логопедическое обследование. При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.
Лечение диспраксии
Физическая реабилитация
Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений. Из медицинских методов применяются:
- кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
- физиотерапия: транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
- массаж: общий оздоровительный, ШВЗ, конечностей, позвоночника.
Нейропсихологическая коррекция
В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими ‒ сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске − мозжечковая стимуляция.
Логопедические занятия
Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика, работа с моторной программой и переключениями. После выработки необходимых кинестезий переходят к формированию слоговой структуры слова, звукопостановке. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.
Прогноз и профилактика
С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.
Литература
1. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте/ Садовская Ю.Е., Ковязина М.С., Троицкая Н.Б., Блохин Б.М.// Лечебное дело. – 2011. – №2. 2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста/ Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Савельева Н.А., Довганюк М.В.// Специальне образование. – 2015. 3. К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О.Ю.// Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. – Череповец, 17-18 апреля 2014 г. 4. Упражнения с мячом как средство коррекции мелокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи/ Воробьев В.Ф., Браим К.С., Леханова О.Л.// Педагогические науки. – 2016. - №6. |
Код МКБ-10
F82 |
Процедуры и операции | Средняя цена |
Педиатрия / Детская неврология / Консультации в детской неврологии | от 30 р. 590 адресов |
Педиатрия / Детская неврология / Диагностика в детской неврологии | от 80 р. 401 адрес |
Логопедия / Консультации в логопедии и дефектологии | от 500 р. 280 адресов |
Педиатрия / Консультации детских специалистов / Первичные консультации детских специалистов | от 31 р. 248 адресов |
Неврология / Диагностика в неврологии / ЭФИ нервно-мышечной системы | от 250 р. 129 адресов |
Педиатрия / Детская неврология / Диагностика в детской неврологии | от 1200 р. 121 адрес |
Педиатрия / Детская неврология / Диагностика в детской неврологии | от 650 р. 39 адресов |
Педиатрия / Детская неврология / Диагностика в детской неврологии | от 1200 р. 37 адресов |
Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психологи | от 1200 р. 21 адрес |
Педиатрия / Детская неврология / Диагностика в детской неврологии | от 1200 р. 17 адресов |