статья обновлена 06/07/2022
Обновлено 06/07/2022
110K просмотров

Сексуализированное поведение ребенка

Сексуализированное поведение ребенка

Сексуализированное поведение ребенка – это несвойственный возрасту интерес к собственным гениталиям, вовлечение в действия сексуального характера сверстников или старших детей. Патология проявляется на фоне перенесенного сексуального или физического насилия, проживания в асоциальной семье, подражания нескромному поведению взрослых. Характерен повышенный интерес к своим гениталиям и их демонстрация окружающим, попытки имитировать половой акт самостоятельно или с привлечением других людей. Для диагностики проблемы достаточно консультации у грамотного детского психолога. Коррекцию патологического поведения проводят с помощью индивидуальной и семейной психотерапии.

Общие сведения

Проблема сексуализированного поведения является одной из самых сложных в детской психиатрии и психологии, поскольку для многих родителей она остается табуированной и вовремя не определяется. На сегодня не существует статистических данных, которые бы показывали распространенность такого отклонения. Зачастую это связано с отказом родителей обращаться к психологу и попыткой замалчивания имеющихся проблем. Сексуализированное поведение чревато серьезными проблемами в интимной сфере во взрослом возрасте, поэтому оно требует своевременной диагностики и терапевтических мероприятий.

Сексуализированное поведение ребенка
Сексуализированное поведение ребенка

Причины

Повышенный интерес к собственному телу, в том числе к половым органам, считается нормальным и активно проявляется с 3-4 лет жизни. Он характеризуется играми в доктора и пациента, рассматриванием своих гениталий, невинными поцелуями и объятиями. Такие формы являются нормативными и не относятся к сексуализированному поведению. Патологические проявления сексуальности в детском возрасте связаны со следующими причинами:

  • Подражание поведению взрослых. Имитация полового акта, замеченного при подглядывании за родителями или другими членами семьи, является основной причиной сексуализированного поведения. Вероятность такой проблемы повышается, если родители не заботятся о нормах приличия, регулярно не запирают дверь в спальне и не стесняются показывать страстные чувства на людях.
  • Недостаток внимания. Совершая сексуализированные действия, ребенок пытается обратить внимание родителей и других взрослых, почувствовать себя интересным и нужным для членов семьи. Подобные реакции характерны для детей, родители которых целыми днями находятся на работе, в свободные часы не спешат выделить время для семейного общения и совместного досуга.
  • Перенесенное сексуальное насилие. В этом случае патологическая сексуальность детского возраста развивается как защитная реакция психики на травматичный опыт. Сексуализированное поведение зачастую возникает в отдаленном периоде после пережитого насилия, сопровождается психоэмоциональными расстройствами и фобиями.
  • Жестокое обращение в семье. Сексуальное насилие — не единственный травматический фактор сексуализированного поведения детей. Повышенный интерес к интимной сфере жизни возможен при регулярном моральном (крики, обвинения, оскорбительные сравнения со сверстниками) и физическом насилии (пощечины, удары ремнем и другие телесные наказания).

Не у всех детей, которые столкнулись с вышеперечисленными проблемами, развивается сексуализированное поведение. Вероятность патологии зависит от длительности и вида насилия, возраста пациента, биологических и психологических особенностей личности. Форма проявления сексуализированных действий варьируется в широких пределах с учетом текущего этапа психосексуального развития, уровня интеллекта, широты кругозора, доступности специальных печатных и видеоматериалов для взрослых.

Сексуализированное поведение у детей
Сексуализированное поведение у детей

Симптомы сексуализированного поведения ребенка

Психическое нарушение характеризуется патологической тягой ребенка к вступлению в половые контакты, взаимодействию со своими и чужими гениталиями, имитацией секса. Типично ранее растормаживание сексуального влечения, которое может проявляться уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом ребенок не всегда осознает смысл производимых действий, копирует увиденное в фильмах или в реальной жизни.

По степени тяжести выделяют 3 формы сексуализированного поведения. При первой степени наблюдается повышенная осведомленность в сфере сексуальных отношений, патологические интерес ко всем элементам процесса, средствам контрацепции, механическим действиям и ощущениям. Первый этап ограничивается сексуальной озабоченностью: ребенок не совершает активных действий и не пытается имитировать половые контакты.

На второй степени тяжести патологии наблюдаются сексуализированные действия, направленные на себя. Для детей обоего пола типична мастурбация, причем эти действия принимают систематизированный и разнообразный характер. Зачастую ребенок использует разнообразные подручные предметы. Характерным проявлением второй стадии является демонстрация половых органов сверстникам или взрослым, что воспринимается пациентам как элемент игры.

Наибольшую опасность представляет третья стадия сексуализированного поведения, для которой характерно вовлечение ребенка в интимные отношения. Сексуальные контакты возможны как со своими ровесниками, так и со старшими детьми или даже со взрослыми, которые имеют асоциальный тип поведения и склонность к насилию. Эта стадия сопровождается тяжелыми психоэмоциональными нарушениями, расстройствами когнитивных функций, деструктивным поведением.

Признаки сексуализированного поведения сопровождаются неспецифическими психологическими нарушениями. У большинства детей выявляется нестабильность настроения, разнообразные фобии, трудности в общении со сверстниками. Характерны проблемы с обучением, неустойчивость внимания, неспособность к запоминанию новой информации. При длительном существовании проблемы присоединяется энурез, энкопрез, нарушения вегетативной сферы.

Осложнения

У детей с ранним дебютом сексуализированного поведения в будущем возникают серьезные проблемы в интимной сфере. Они представлены страхами и фобиями перед первым опытом с новым партнером, неспособностью расслабиться во время полового акта, отсутствием удовольствия от процесса и кульминации. Возможны разнообразные формы сексуальных девиаций, склонность к агрессивному или подчиненному поведению.

Ситуация осложняется аффективными нарушениями, нарастанием признаков искажения личности, формированием расстройств влечений. Впоследствии дети испытывают трудности при дружеских и профессиональных взаимодействиях с людьми. Если патология развивалась на фоне жестокого обращения с ребенком либо жизни в асоциальной семье, не исключены когнитивные нарушения, слабое развитие интеллекта, отсутствие здоровых целей и планов в жизни.

Диагностика

Если родители замечают у своего ребенка нездоровый интерес к сексу и всему, что с ним связано, необходима консультация детского психолога. Не рекомендуется откладывать визит к врачу, поскольку, чем раньше поставлен диагноз и определена его первопричина, тем проще будет скорректировать патологические паттерны поведения. Стандартная программа обследования включает консультацию и проведение ряда психологических тестов, чтобы выяснить психоэмоциональное состояние пациента.

Методы инструментальные и лабораторной диагностики в рутинной практике не проводятся. Единственным показанием к прицельному осмотру половых органов является подозрение на сексуальное насилие, которое требует документального подтверждения и оценки состояния здоровья ребенка. В таком случае показан осмотр детского гинеколога или уролога в присутствии одного из родителей либо опекуна, забор мазков, чтобы исключить заражение венерическими инфекциями.

Консультация детского психолога
Консультация детского психолога

Терапия сексуализированного поведения ребенка

Программа терапии определяется стадией патологии, интенсивностью и характером действий, готовностью родителей и других родственников взаимодействовать со специалистами. На начальных стадиях, когда сексуализированные проявления ограничиваются повышенным интересом к половому акту и собственным гениталиям, важна правильная реакция родителей. Необходимо вовремя остановить ребенка, дать ему понять, что такое поведение неприемлемо и должно быть прекращено.

Поскольку тяга к сексуализированным действиям чаще возникает у детей, которые подверглись психотравмам или воспитывались в асоциальной семье, без помощи детского психолога не обойтись. Для коррекции первопричины необходимы индивидуальные сеансы, которые проводятся в игровой форме с учетом возраста и уровня интеллекта пациента. Применяются методики когнитивно-поведенческой психотерапии и арт-терапии, которая особенно хорошо воспринимается пациентами разного возраста.

Если сексуализированное поведение вызвано жестоким обращением рассматривается вопрос об ответственности родителей и лишении прав воспитывать ребенка. Такие вопросы находится в компетенции правоохранительных органов, задача психолога – выяснить обстоятельства ситуации, получить от ребенка уточняющие сведения, которыми он готов поделиться. В дальнейшем таким детям может потребоваться обучение в интернатах, помощь коррекционных педагогов и логопедов.

Прогноз и профилактика

Отдаленные последствия зависят от степени тяжести, своевременности диагностики, объема проведенных терапевтических мероприятий. Для определения прогноза важна первопричина патологии, поскольку дети, перенесшие изнасилование и имеющие другие варианты ПТСР, намного хуже поддаются психотерапии. Профилактика заключается в правильном воспитании ребенка, отсутствии жестоких методов наказаний. Для сексуального просвещения по возрасту рекомендованы специальные книжки.

Литература
1. Проблемное сексуальное поведение ребенка-следствие сексуального насилия?/ И.Ю. Прохорова// Социальная работа: теория, методы, практика. – 2012. – №. 1. – С. 83-85.
2. Последствия сексуального насилия у детей и подростков/ В.Д. Бахмаева// Журнал неврологии и психиатрии им. CC Корсакова. – 2009. – Т. 109. – №. 12. – С. 34-37.
3. Сексуальное насилие в раннем возрасте как психогенный фактор/ Н.В. Платонова// Психиатрия. – 2007. – №. 5. – С. 51-55.
4. Детская психология/ Е.О. Смирнова. – 2006.
Код МКБ-10
F91.8
Поделиться
Поделиться
Оцените статью!
Рейтинг статьи 4.7 /5
оценок: 7

Сексуализированное поведение ребенка - лечение в Москве

Процедуры и операции Средняя цена
Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей
3214 р. 7 адресов
Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей
878 р. 6 адресов
Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Диагностика психической сферы у детей
Психиатрия / Сексология / Диагностика сексуальных расстройств

Комментарии к статье

Людмила Савинкова
31 августа 2022 г.
31.08.2022
Что делать родителям одноклассниц на которых направлен интерес извращенки
Ответить
5
Виктория
07 февраля 2024 г.
07.02.2024
Обращаться к классному руководителю/школьному психологу/директору. Самостоятельно вы не сможете справиться, права воздействовать самостоятельно на этого ребенка у вас нет
0
Ответить
Ваш комментарий
Ваша оценка:
Ваша оценка
Красота и Медицина не публикует комментарии, которые содержат оскорбления и ненормативную лексику. Нажимая «Отправить», я принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных.
АО «Красота и медицина»
ОГРН 1167746117043
+7 (495) 201-52-63
mail@krasotaimedicina.ru
© KrasotaiMedicina.ru 2024
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!