Весенний гиповитаминоз у детей

Весенний гиповитаминоз у детей – это недостаток одного или нескольких витаминов. Проблема обусловлена низким поступлением этих соединений с пищей, повышенной потребностью в нутриентах, патологиями ЖКТ и другими болезнями, которые нарушают всасывание полезных веществ. Гиповитаминоз проявляется неспецифическим недомоганием, снижением умственной и физической работоспособности, функциональными нарушениями ЖКТ. Для диагностики дефицитных состояний используют специальные исследование крови на витамины. Лечение включает нормализацию рациона питания и медикаментозную коррекцию витаминной недостаточности.
Общие сведения
Проблема витаминодефицитов у детей в России стоит очень остро в течение всего года. Недостаток как минимум одного витамина наблюдается у 80-90% населения до 18 лет, однако у подавляющего большинства педиатрических пациентов регистрируют сочетанный дефицит трех и более веществ (полигиповитаминоз). В весенний период ситуация усугубляется, поскольку разнообразие фруктов и овощей уменьшается, запасы полезных нутриентов в них иссякают, а детский организм истощен частыми ОРВИ, типичными для холодного сезона года.
Причины
В развитии весеннего гиповитаминоза ключевую роль играет несбалансированное питание, малое количество витаминизированных продуктов в рационе и невысокое содержание полезных нутриентов в них. Риск развития заболевания зависит от пищевых привычек ребенка и культуры питания в семье. Низкое потребление свежих овощей и фруктов, преобладание высокоуглеводной пищи, нерациональная кулинарная обработка продуктов – все это способствует витаминной недостаточности.
Помимо алиментарного фактора, значимую роль играют причины, которые нарушают всасывание витаминов в кишечнике или повышают потребность детского организма в них. К ним относят дисбактериоз и органические патологии ЖКТ, периоды скачков роста, гипопротеинемию, прием различных лекарств. Однако эти факторы нельзя назвать непосредственной причиной весеннего гиповитаминоза, поскольку они не привязаны к конкретному сезону года.
Патогенез
Существует 13 незаменимых витаминов. Они практически не вырабатываются в организме, поэтому ребенок нуждается в их поступлении извне. Вещества делятся на две группы: жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (C, P, различные представители группы B). Жирорастворимые соединения всасываются только при участии липидов и желчных кислот, способны накапливаться в организме. Водорастворимые витамины не создают запасов, их избыток ежедневно выводится с мочой.
Витамины не относятся к органоспецифическим соединениям. При поступлении в организм они участвуют в биохимических процессах, протекающих в различных клетках и тканях. Ухудшение здоровья, которые связывают с весенним гиповитаминозом, обусловлено нарушением процессов обмена веществ и функционирования органов. Состояние усугубляется нехваткой микроэлементов и витаминоподобных соединений, которые наряду с витаминами нужны для метаболизма.
Классификация
По причинам развития бывает первичный весенний гиповитаминоз, вызванный низким поступлением веществ с пищей, и вторичный, объединяющий множество других этиологических факторов. По количеству витаминов, в которых ребенок испытывает недостаток, выделяют моногиповитаминоз – нехватку одного нутриента, и полигиповитаминоз – дефицит нескольких соединений. В практической педиатрии большое значение имеет классификация по степени тяжести, которая включает 3 варианта:
- Субнормальная обеспеченность. Доклиническая стадия дефицита, которая не сопровождается нарушениями здоровья, но вызывает биохимические и метаболические изменения. Патология диагностируется только по результатам лабораторных исследований.
- Гиповитаминоз. Состояние выраженного, но не полного недостатка полезных веществ в организме, которое проявляется неспецифическим ухудшением здоровья. Весенние гиповитаминозы у детей чаще всего связаны с нехваткой водорастворимых витаминов С и группы В.
- Авитаминоз. Характеризуется полным отсутствием витамина в организме и яркой клинической картиной. Состояние может возникать в весенний период, но на современном этапе встречается довольно редко, в основном на фоне тяжелой сопутствующей патологии или критических ограничений в питании.
Симптомы весеннего гиповитаминоза
В практической педиатрии широко используют понятие неспецифической витаминной недостаточности. Она проявляется группой общих признаков весеннего гиповитаминоза, которые не позволяют предположить, какого именно нутриента не хватает в организме ребенка. Такое состояние традиционно связывают с весенним периодом, но оно не ограничивается конкретным временем года и способно возникать в другие сезоны, если продолжают действовать факторы риска.
Клинические проявления сходны с типичным астеническим синдромом. Родители замечают повышенную возбудимость и раздражительность ребенка, быструю утомляемость при умственных нагрузках, неспособность концентрировать внимание. Возникают нарушения аппетита, привередливость в еде, проблемы с засыпанием, постоянная сонливость в течение дня. Нередко состояние сопровождается сухостью кожи, высыпаниями, дискомфортом в животе и диспепсическими расстройствами.
Специфические симптомы, характерные для дефицита конкретного вещества, редко встречаются при весенних гиповитаминозах у детей. В типичных случаях состояние не достигает критического уровня, когда могут развиваться такие тяжелые патологии как болезнь бери-бери или цинга. На современном этапе развития медицины описание этих заболеваний носит исторический характер, поскольку витаминодефициты корректируются задолго до развития жизнеугрожающих осложнений.
Осложнения
Витамины и витаминоподобные соединения участвуют в работе местного и общего иммунитета. При весеннем гиповитаминозе у детей снижается уровень иммунной защиты, что усугубляет негативное влияние холодного и сырого воздуха, плохого проветривания помещений, частых контактов с болеющими друзьями и одноклассниками. Комбинация этих факторов повышает риск развития ОРВИ и простуд, которые нередко осложняются затяжным кашлем, ларинготрахеитом, бронхитом, пневмонией.
Вероятность развития осложнений определяется тяжестью витаминного дефицита. На этапе субклинической недостаточности и гиповитаминозов у детей сохраняется относительно нормальное функционирование организма. Если дефицит вовремя не обнаруживается, нарастают проблемы, вызванные нехваткой конкретного вещества: снижение плотности костной ткани, нарушение сумеречного зрения, патологии периферической нервной системы, ухудшение состояния кожи и волос.
Диагностика
Необъяснимое недомогание у ребенка – показание для консультации педиатра. При сборе жалоб и анамнеза большое внимание уделяют характеру питания, распорядку дня, количеству физических и умственных нагрузок. Также врача интересует наличие хронических заболеваний, перенесенные вирусные и бактериальные инфекции. Чтобы подтвердить наличие весеннего гиповитаминоза, назначаются такие исследования:
- Анализы на витамины. Комплексное исследование на уровень жирорастворимых и водорастворимых витаминов – основной способ диагностики витаминной недостаточности. Анализ проводится методом высокоэффективной жидкостной хроматографии, которая показывает точную концентрацию искомых веществ в крови.
- Дополнительные анализы. Обязательно проводится клинический анализ крови и анализ мочи, которые отражают общее состояние здоровья ребенка. Для диагностики сопутствующих нарушений выполняют анализ уровня микроэлементов, биохимическое исследование крови с определением протеинограммы, анализ на острофазовые показатели.
Дифференциальная диагностика
Весенний гиповитаминоз у детей зачастую имеет неспецифические проявления, которые встречаются при разных функциональных и органических патологиях. Состояние дифференцируют с нейроциркуляторной дистонией, переутомлением на фоне учебных нагрузок и подготовки к экзаменам, постинфекционной астенией, анемическим синдромом. Также необходимо исключить ранние стадии хронических заболеваний эндокринной и нервной системы.
Лечение весеннего гиповитаминоза у детей
Наиболее удобной и доступной выглядит коррекция дефицитов с помощью продуктов питания, но на практике такой подход невозможно реализовать. В весеннее время содержание нутриентов в продуктах растительного происхождения снижается, что связано с их длительным хранением, использованием различных способов кулинарной обработки. Даже разнообразный и сбалансированный рацион покрывает суточную потребность только на 70-80%, поэтому не поможет при витаминодефиците.
Основной способ устранения весеннего гиповитаминоза у детей – применение специальных препаратов с высокими дозами одного или нескольких витаминов. Лечебная витаминотерапия имеет строгую регламентацию по дозировкам и длительности приема препаратов. Она назначается врачом-педиатром по результатам исследований и не может применяться родителями самостоятельно, поскольку это чревато развитием побочных эффектов и гипервитаминоза.
Интенсивный курс терапии весеннего гиповитаминоза у детей при нехватке жирорастворимых витаминов составляет не более 30 дней. Такие ограничения обусловлены способностью веществ накапливаться в жировой ткани и печени, поэтому их длительное применение в высоких дозах токсично для организма. Для коррекции недостатка водорастворимых соединений зачастую используют более длительные курсы лечения.
Прогноз и профилактика
Исход весеннего гиповитаминоза зависит от того, насколько сильно снижается уровень витаминов в организме. Типичные проявления дефицитных состояний негативно влияют на здоровье маленького пациента, в большинстве случаев не вызывают серьезных заболеваний и непоправимого вреда. В тяжелой форме может протекать дефицит холекальциферола, который приводит к развитию рахита, и недостаток витамина К, вызывающий геморрагическую болезнь.
Профилактическая витаминная коррекция – эффективный способ избежать весеннего гиповитаминоза у детей. Используют невысокие дозы витаминов, близкие к суточной потребности пациента с учетом возраста. В педиатрической практике назначаются сиропы, жевательные пастилки, капсулы и таблетки. Такие средства широко доступны в аптеках, но врачи настоятельно рекомендуют родителям не давать ребенку лекарства до консультации с педиатром.
Литература
1. Педиатрия. Национальное руководство/ под ред. А.А. Баранова. – 2015. 2. Профилактика гиповитаминоза у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ В.К. Котлуков, Т.В. Казюкова, Н.В. Антипова// Медицинский совет. – 2015. – №1. 3. Весенний гиповитаминоз у детей/ А.А. Рулева// Вопросы современной педиатрии. – 2011. – №2. 4. Применение поливитаминов у детей/ ИН.А. Громов, В.А. Баранник, Р.М. Торшхоева, Л.С. Намазова// Педиатрическая фармакология. – 2007. – №6. |
Код МКБ-10
E50-56 |
Процедуры и операции | Средняя цена |
Педиатрия / Консультации детских специалистов / Первичные консультации детских специалистов | от 750 р. 393 адреса |
Анализы / Биохимический анализ крови / Определение витаминов в крови | 13900 р. 238 адресов |
Анализы / Общеклинические исследования / Исследования крови | 972 р. 2426 адресов |
Урология / Диагностика в урологии / Лабораторные исследования в урологии | 653 р. 2341 адрес |
Анализы / Биохимический анализ крови / Определение витаминов в крови | 1411 р. 1546 адресов |
Анализы / Биохимический анализ крови / Определение витаминов в крови | 3330 р. 1482 адреса |
Анализы / Биохимический анализ крови / Определение витаминов в крови | 1161 р. 1401 адрес |
Анализы / Биохимический анализ крови / Исследование обмена белков и субстратов | 782 р. 1293 адреса |
Анализы / Биохимический анализ крови / Определение витаминов в крови | 2533 р. 1135 адресов |
Анализы / Биохимический анализ крови / Определение витаминов в крови | 3063 р. 1127 адресов |
Комментарии к статье
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении весеннего гиповитаминоза у детей.