Когнитивные нарушения

Когнитивные нарушения – это субъективно и объективно выявляемое снижение познавательных функций в сравнении с индивидуальным либо средним возрастным, образовательным уровнем. Проявляются снижением концентрации внимания, ухудшением памяти, ослаблением интеллектуальных способностей. Развиваются вследствие негативного воздействия психогенных факторов, сосудистых заболеваний и органических поражений головного мозга. Специфическая диагностика выполняется с помощью нейропсихологического тестирования. Лечение включает медикаментозную коррекцию, когнитивный тренинг, общеукрепляющие мероприятия.
Общие сведения
Когнитивные нарушения – распространенный вид неврологических расстройств, особенно в группе пациентов пожилого и старческого возрастов. Согласно эпидемиологическим данным, снижение памяти и интеллектуальных функций диагностируется у 70% амбулаторных пациентов старше 65 лет. Из них у 25% нарушения имеют выраженную степень, развиваются в рамках деменции. У пациентов молодого и среднего возрастов когнитивное снижение менее распространено (5-15%), часто носит временный характер. В научной литературе как синонимы термина «когнитивные нарушения» встречаются: когнитивные расстройства, нарушения познавательных функций.
Причины
По этиологическому признаку когнитивные нарушения разделяются на функциональные и органические. В первом случае снижение познавательных процессов возникает без поражения мозговых структур, развивается в результате влияния психогенных факторов, таких как переутомление, стресс, нервное напряжение, депрессия. Функциональные нарушения когнитивной сферы могут возникнуть в любом возрасте, носят обратимый характер. Обычно они полностью проходят после устранения провоцирующего фактора.
Органические когнитивные нарушения развиваются вследствие поражения мозга, как результат заболеваний и травм. Они чаще диагностируются у пожилых людей, более устойчивы. Их частыми причинами являются:
- Нейродегенеративные процессы. Наиболее выраженные когнитивные нарушения формируются вследствие атрофических изменений головного мозга. Они диагностируются после 60-65 лет (реже – после 50), представлены болезнью Альцгеймера, болезнью Пика, старческим слабоумием. Темпы нарастания интеллектуального дефекта варьируются, но необратимы. Симптомы выраженные, стойкие.
- Недостаточность кровоснабжения мозга. Она развивается в результате инсультов, хронических ишемий, гипертонической болезни, атеросклероза. Цереброваскулярные заболевания – вторая по распространенности причина когнитивного снижения (после деменций). У 53% пациентов, перенесших инсульт, но не имеющих двигательных и речевых расстройств, диагностируется умеренное снижение интеллектуальной сферы.
- Нарушение обменных процессов. Эндокринные патологии способны вызвать снижение памяти, способности к абстрагированию, внимания. Наиболее частая причина – недостаточная активность гормонов щитовидной железы (гипотиреоз). Интеллектуальные изменения обратимы, устраняются при восстановлении гормонального фона.
- Токсическое воздействие веществ. Злоупотребление алкогольными напитками, прием наркотических веществ, отравление приводят к умеренному снижению когнитивных процессов. Скорость восстановления функций зависит от степени поражения, возраста пациента, частоты повторных интоксикаций.
- Травматическое повреждение. Черепно-мозговые травмы приводят к когнитивным нарушениям разной степени тяжести, которые постепенно, по мере восстановления нервной системы нивелируются. Активное медикаментозное лечение и реабилитация позволяют быстрее вернуться к прежнему уровню функционирования.
Патогенез
Базовые физиологические механизмы когнитивных нарушений различаются в зависимости от этиологического фактора. Функциональные расстройства, спровоцированные психогенными влияниями, преимущественно обусловлены изменением активности нейромедиаторных систем (серотониновой, норадреналиновой, дофаминовой и других). Патогенез органических познавательных нарушений определяется несколькими механизмами: острым нарушением мозгового кровообращения, хронической недостаточностью сосудистой системы, нейродегенерацией.
При сосудистых патологиях нарушаются связи коры головного мозга с подкорковыми структурами (таламусом, полосатым телом). Дисфункция лобных долей развивается вторично. Очаги в височных областях ведут к модально-специфическим расстройствам памяти, а поражение ретикулярной формации, ядер таламуса – к неспецифическим мнестическим расстройствам. При нейродегенеративных изменениях происходит снижение числа корковых нейронов. Нейропсихологические синдромы при ЧМТ сложны по структуре: в патологический процесс могут вовлекаться стволовые структуры, корковые неспецифические системы. Интеллектуальный дефицит может изменяться на разных этапах посттравматического периода.
Классификация
По этиологическому признаку познавательные расстройства подразделяются на функциональные и органические (дементные, сосудистые, травматические). Данная классификация позволяет определить специфику лечения и реабилитации, составить прогноз. По степени выраженности дефицита интеллектуальной сферы когнитивные нарушения объединяются в три группы:
- Легкие. Происходит снижение относительно более раннего (преморбидного) уровня, который был у конкретного пациента. Формально такой дефицит может оставаться в рамках среднестатистической возрастной нормы. Отклонения незначительны, обнаруживаются субъективно, отражаются в жалобах больного. Не сказываются на повседневных делах, но могут влиять на качество профессиональной деятельности.
- Умеренные. Когнитивные способности снижаются относительно индивидуального уровня и среднестатистической нормы. Ухудшение замечает пациент и окружающие его люди. Возникают некоторые затруднения в повседневной жизни, заметно осложняется выполнение задач (учебных, профессиональных).
- Тяжелые. Из-за интеллектуального дефицита существенно осложняются все сферы жизни. Человек становится неспособным выполнять рабочие задачи, полностью или частично утрачивает социально-бытовые функции, навыки самообслуживания. Часто ему требуется помощь со стороны, уход.
Симптомы когнитивных нарушений
Легкие когнитивные расстройства характерны для пациентов с депрессией, стрессовым расстройством, ранними стадиями сосудистых заболеваний. Они проявляются отдельными эпизодическими симптомами. На первый план выходит снижение работоспособности, быстрая утомляемость. Возникают периоды рассеянности, неспособности сконцентрироваться на задаче. Ухудшения памяти представлены забывчивостью: человек не помнит, что собирался выполнить какую-либо задачу. Сложности возникают только с текущими, повседневными событиями. Снижается оперативная память.
При умеренных когнитивных нарушениях снижение внимания, речи и памяти выходит за рамки нормы для конкретной возрастной группы. Оно проявляется снижением мнестических функций. Больной не может запомнить новую информацию большого объема или сложную по содержанию, чаще использует ручку с блокнотом или смартфон для записей. Иногда он не может воспроизвести данные, которыми раньше активно пользовался, например, день рождения друга или адрес его проживания (хотя ориентировка сохранна, добраться до его дома способен).
Внимание часто становится рассеянным, при интеллектуальной деятельности быстро нарастает утомление. Ухудшается способность к абстрагированию, к оперированию сложными понятиями. Возникают затруднения при необходимости действовать, принимать решения в новых ситуациях.
Тяжелые когнитивные нарушения сопровождаются полной либо частичной утратой самостоятельности, независимости. Вызывают социальную, бытовую дезадаптацию. Характерны для деменций. Симптомы постепенно нарастают. Сначала больные не могут вспомнить имена близких людей, расположение знакомых объектов вне дома (магазина, поликлиники), затем утрачивается способность выполнять бытовые действия, ориентироваться в пространстве собственной квартиры. Снижение когнитивной деятельности сопровождается нарушениями речи, моторных функций.
Осложнения
Отсутствие лечебных и реабилитационных мероприятий и органическая этиология при когнитивных нарушениях способствуют их прогрессированию: легкая степень снижения становится умеренной, умеренная – тяжелой. Ухудшается бытовое функционирование, развивается социальная дезадаптация больного: сужается круг общения до 1-2 близких людей, утрачивается способность посещать общественные места, самостоятельно выполнять гигиенические процедуры. Это приводит к тяжелым эпизодам депрессии. У части больных возникают суицидальные мысли, приводящие к попыткам самоубийства.
Диагностика
Обследование больных проводится группой специалистов: врачом-психиатром, неврологом, нейропсихологом. Диагностический процесс начинается с клинических методов. В ходе опроса, беседы с пациентом и наблюдения за его поведением выявляются критерии, свойственные когнитивным нарушениям. При легкой степени регистрируются жалобы на ухудшение познавательных процессов, более высокий уровень интеллектуальной деятельности в прошлом, отсутствие снижения по данным диагностических шкал, ориентированных на среднестатистическую норму, и отсутствие трудностей в повседневном функционировании.
При умеренных когнитивных нарушениях жалобы на ухудшение внимательности, памяти, мышления исходят от пациента, а также от его близких (объективно заметные симптомы). Результаты нейропсихологического обследования подтверждают снижение по сравнению со среднестатистическими значениями. Симптомы имеют приобретенный характер, не связаны с врожденными патологиями. Нет выраженных нарушений в повседневных бытовых делах. Не установлен диагноз «деменция». Тяжелые нарушения сопровождаются заметным ухудшением социально-бытовой адаптации, грубыми расстройствами памяти, интеллекта.
Специфическая диагностика проводится с помощью пато- и нейропсихологических проб, тестов. Для общей оценки интеллектуальной сферы используются Краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС), Шкала оценки лобной дисфункции, Монреальская когнитивная шкала. Память исследуется при помощи пробы «12 слов», теста Бентона, зрительно-пространственные функции – посредством пробы на рисование часов и трехмерного куба. Исследование скорости психических процессов и внимания выполняется с применением теста повторения цифр в прямом и обратном порядке и пробы Мюнстерберга.
Лечение когнитивных нарушений
Медикаментозная терапия разделяется на патогенетическую и симптоматическую. Лечение, ориентированное на устранение причины расстройства, является ведущим, а порой и достаточным. Пациентам с психогенными заболеваниями назначаются антидепрессанты, анксиолитики, успокоительные и снотворные средства. При сосудистых и патологиях применяются препараты, нормализующие кровяное давление и сердечный ритм, снижающие уровень холестерина, глюкозы в крови.
В качестве симптоматической терапии при сосудистых и нейродегенеративных заболеваниях назначаются АХЭС-И и антагонисты NMDA-рецепторов. При последствиях ЧМТ – нейропротекторы, ноотропы.
Немедикаментозные методы лечения представлены психологической и поведенческой коррекцией, нормализацией сна и физической активности. Особое распространение получил когнитивный тренинг – метод, нацеленные на тренировку высших мозговых функций. Он представлен специальными программами и методиками тренировки внимания, памяти, речи, мышления. Занятия позволяют поддерживать оптимальное интеллектуальное состояние через развитие сниженных когнитивных функций, обучение стратегиям компенсации дефицитов.
Положительную динамику дают занятия арт-терапией, дыхательными и физическими упражнениями. Пациентам рекомендованы анаэробные нагрузки, тренировка баланса, освоение новых движений на координацию. Данные методы улучшают кровоток, стимулируют образование новых нейронных связей, стимулируют приток кислорода и питательных веществ к мозгу.
Прогноз и профилактика
Возможность устранения когнитивных нарушений всегда определяется индивидуально. Прогноз наиболее благоприятен при функциональных изменениях и не прогрессирующих органических процессах в головном мозге. Профилактические меры включают: приверженность здоровому образу жизни, своевременное лечение сердечно-сосудистых, эндокринных и неврологических заболеваний. Особое внимание стоит уделять регулярной физической активности, правильному питанию, отказу от вредных привычек.
Литература
1. Когнитивные нарушения и их лечение/ Мохова О.И.// Клиническая геронтология. - 2008. - №8. 2. Фармакотерапия когнитивных нарушений/ Максимов В.И., Митрохина Е.С., Неклюдова Е.С.// СТПН. - 2015. - №4. 3. Недементные когнитивные нарушения/Захаров В. В., Вахнина Н. В. // МС. - 2012. - №4. 4. Сосудистые когнитивные нарушения/ Вахнина Н.В. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2014. - №1. |
Код МКБ-10
F00–03 G30–31 I67–69 |
Процедуры и операции | Средняя цена |
Психиатрия / Консультации в психиатрии / Специалисты-психологи | от 1200 р. 21 адрес |
Психиатрия / Диагностика психической сферы | 4769 р. 80 адресов |
Психиатрия / Диагностика психической сферы | 1774 р. 74 адреса |
Психиатрия / Диагностика психической сферы | 4085 р. 46 адресов |
Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей | 2207 р. 28 адресов |
Психиатрия / Психолого-психиатрическая помощь / Психотерапевтическое воздействие | 2025 р. 20 адресов |
Психиатрия / Психолого-психиатрическая помощь / Психологические тренинги | 2135 р. 19 адресов |
Физиотерапия / Реабилитология / Кинезиотерапия | 5142 р. 16 адресов |
Психиатрия / Психолого-психиатрическая помощь / Медикаментозное лечение нарушений психической сферы | 1992 р. 9 адресов |
Психиатрия / Психолого-психиатрическая помощь / Психологические тренинги | 1225 р. 2 адреса |
Комментарии к статье
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении когнитивных нарушений.