Москва

Иммунные клетки кишечника устраняют воспаление мозга

04/01
Иммунные клетки кишечника устраняют воспаление мозга

Исследователи из Университета Торонто и Калифорнийского университета в Сан-Франциско обнаружили, что кишечник производит иммунные клетки, которые уменьшают воспаление мозга у людей с рассеянным склерозом. Работа проводилась под руководством профессора иммунологии Джена Гоммермана. Результаты исследования были опубликованы 3 января в журнале Cell.

Рассеянный склероз (РС) – это аутоиммунное заболевание. Оно возникает из-за того, что иммунные клетки (включая B- и T-клетки) атакуют миелин - защитное покрытие, окружающее нервные волокна. Эффективное лечение заболевания до сих пор не найдено, ученые смогли разработать лишь несколько препаратов, тем или иным образом влияющих на симптомы. Недавние клинические исследования показали, что препараты, нацеленные на В-клетки, смягчают симптомы склероза, тогда как препараты, нацеленные на плазматические клетки, усугубляют болезнь. Текущее исследование предлагает объяснение этих расходящихся результатов.

Плазматические клетки – это белые кровяные тельца, которые выполняют функцию В-клеток в костном мозге, но изменяют свои функции при попадании в кишечник под воздействием бактерий. Изучая мышиную модель и образцы тканей пациентов с РС, исследователи обнаружили, что плазматические клетки, которые находятся в кишечнике и продуцируют антитела к иммуноглобулину А (IgA), по-видимому, мигрируют в центральную нервную систему и оказывают противовоспалительное действие при РС. Эксперименты также показали, что увеличение количества этих клеток полностью блокирует воспаление в доклинической модели.

IgAs составляют около 80% от всех антител в организме, но их точная функция до сих пор не до конца понятна. Тем не менее, полученные данные позволяют по-новому взглянуть на нейровоспалительные заболевания. Доктор Гоммерман надеется, что открытие позволит создать новые стратегии борьбы с рассеянным склерозом и другими нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера.

Источник: Cell