Резистентность рака простаты зависит от генов

17/01/2018
Резистентность рака простаты зависит от генов

Мужчины, у которых отсутствует один из подтипов гена HSD17B4, более восприимчивы к агрессивному, устойчивому к кастрации, резистентному раку простаты. К такому выводу пришла группа исследователей под руководством доктора Нима Шарифи из Клиники Кливлендского Исследовательского Института Лернера. Результаты работы специалистов были опубликованы 16 января на сайте клиники.

Терапия агрессивного рака простаты проводится обычно при помощи химической кастрации – блокируется подача андрогенов (мужских гормонов), которые раковые клетки используют в качестве топлива для роста и распространения. Кастрация может быть эффективной на ранних стадиях рака, однако нередко рак остается резистентным и переходит в финальную, фатальную стадию развития. В предыдущих исследованиях доктор Шарифи совместно с коллегами обнаружил, что изменение структуры гена HSD3B1 позволяет опухолям предстательной железы противостоять терапии и расти. Оказалось, что наличие варианта этого гена действительно меняет результаты лечения и общий показатель выживаемости у мужчин.

В текущем исследовании специалисты изучали родственный ген под названием HSD17B4. Предыдущие исследования показали, что HSD17B4 кодирует ферменты, которые инактивируют андрогены. Поскольку андрогены необходимы для роста рака предстательной железы, их инактивация должна была бы предотвращать развитие онкологического заболевания, однако на практике остается неясным, действительно ли кодируемые ферменты подавляют рак или, наоборот, стимулируют его развитие. Чтобы лучше понять функцию HSD17B4, ученые провели ряд анализов на тканях простаты здоровых людей, пациентов с локализованным раком и пациентах с устойчивым к кастрации раком (УКРП). Они обнаружили, что уровни экспрессии HSD17B4 были относительно одинаковыми в первых двух случаях, но при УКРП экспрессия гена была значительно снижена, что свидетельствует о том, что HSD17B4 играет роль в предотвращении прогрессирования УКРП.

Впоследствии ученые выяснили, что только одна конкретная изоформа HSD17B4 - изоформа 2 – ферментативно инактивирует андрогены и предотвращает рост опухоли. Изоформа-2 появляется уже на ранних стадиях развития болезни и впоследствии подавляется УКРП. В доклинической модели доктор Шарифи установил, что при отсутствии изоформы-2 УКРП развивается гораздо стремительнее. Таким образом, изоформа-2 может стать маркером для ранней диагностики рака простаты. Однако ученые надеются, что в следующих работах смогут понять механизм воздействия опухоли на изоформу, который, может быть, приведет специалистов к разработке нового способа лечения.

Источник: Cleveland Clinic