Полость носа признана входными воротами для коронавируса

27/04/2020
Полость носа признана входными воротами для коронавируса

Сразу два типа клеток слизистой носа могут являться потенциальными входными воротами для коронавируса. Наиболее вероятной точкой внедрения возбудителя в организм служат бокаловидные и реснитчатые клетки назального эпителия. Научный доклад объединенной команды ученых из Института Сенгера (Великобритания), Университетского медицинского центра Гронингена (Нидерланды), Университета Лазурного берега и Национального центра научных исследований (Франция) опубликован в журнале Nature 23 апреля.

Проникновение коронавируса в человеческие клетки происходит путем связывания его спайкового белка (S) со специфическими клеточными рецепторами ACE2 и клеточными протеазами TMPRSS2. Присутствие в клетках обоих этих факторов является определяющим для скорости репликации SARS-CoV и тяжести заболевания. Известно, что и ACE2, и TMPRSS2 присутствуют в альвеолярном эпителии – этим объясняется механизм развития атипичной пневмонии при COVID-19.

В текущем исследовании ученые решили выяснить, тропностью к каким тканям обладает SARS-CoV-2, и какие еще клетки могут быть вовлеченные в передачу коронавирусной инфекции. Они провели РНК-секвенирование единичных клеток более чем 20 различных тканей человеческого организма. В них исследователи изучили уровень экспрессии ACE2 и TMPRSS2. Оказалось, что оба этих фактора присутствовали в клетках дыхательных путей, роговицы, пищевода, подвздошной кишки, толстой кишки, желчного пузыря и общего желчного протока.

Примечательно, что бокаловидные и реснитчатые клетки носового эпителия демонстрировали самую высокую экспрессию рецепторного белка ACE2 и протеазы TMPRSS2 среди клеток респираторной системы. Это делает данные клетки наиболее вероятными входными воротами для вируса. Полученные данные, по мнению ученых, согласуются с высокой степенью заразности коронавируса и быстрыми темпами распространения инфекции.