Многие млекопитающие восприимчивы к SARS-CoV-2

24/08
Многие млекопитающие восприимчивы к SARS-CoV-2

Homo sapiens – не единственный представитель царства животных, который подвержен заражению новым коронавирусом, вызывающим COVID-19. Ученым удалось выявить большое количество млекопитающих, которые потенциально могут быть инфицированы SARS-CoV-2 через рецепторы ACE2. Исследование, проведенное на базе Калифорнийского университета в Дэвисе, опубликовано в научном журнале PNAS 21 августа.

Как известно, коронавирус SARS-CoV-2 проникает в клетки человеческого организма, связываясь с белком ACE2 (ангиотензинпревращающий фермент 2). В наибольших количествах ACE2 экспрессируется на эпителиальных клетках слизистой носа, полости рта и легких. При этом наибольшую роль в связывании и проникновении вируса в клетки человека играют 25 аминокислот белка ACE2.

Используя геномный анализ, ученые сравнили 25 аминокислотных последовательностей белка ACE2 у человека и 410 различных видов позвоночных, включая 252 вида млекопитающих, а также птиц, рыб, амфибий и рептилий. Согласно гипотезе исследования, животные со всеми 25 аминокислотными остатками, соответствующими человеческому белку, подвержены самому высокому риску заражения SARS-CoV-2.

Выяснилось, что только млекопитающие относились к средней и очень высокой категории риска, из них только узконосые обезьяны − к очень высокой категории риска заражения SARS-CoV-2. При этом около 40% видов, оказавшихся потенциально восприимчивыми к SARS-CoV-2, классифицируются Международным союзом охраны природы как «исчезающие». Среди приматов, находящихся под угрозой исчезновения и подверженных очень высокому риску заражения SARS-CoV-2, − западная равнинная горилла, Суматранский орангутанг и белощекий хохлатый гиббон.

Животные с высоким риском инфицирования включают морских млекопитающих, таких как серый кит и афалины, а также китайских хомяков. Средний риск связывания ACE2 со спайковым белком SARS-CoV-2 имеют домашние животные: кошки, овцы и крупный рогатый скот. А вот собаки, лошади и свиньи подвержены низкому риску заражения коронавирусом.

Доподлинно известно, что непосредственный предок SARS-CoV-2 произошел от вируса летучих мышей. Летучие мыши имеют очень низкий риск заражения новым коронавирусом через рецептор ACE2, что согласуется с экспериментальными данными. Передали ли летучие мыши коронавирус непосредственно человеку, или он прошел через промежуточного хозяина, пока не известно. Дальнейшие исследования помогут идентифицировать промежуточных хозяев для SARS-CoV-2 и, следовательно, уменьшить вероятность будущих вспышек COVID-19.

Источник: PNAS