Анализ кала поможет выявить цирроз на ранней стадии

29/03/2019
Анализ кала поможет выявить цирроз на ранней стадии

Специалисты из Калифорнийского Университета в Сан-Диего выявили уникальные паттерны бактериальных видов в кале людей с неалкогольной жировой болезнью печени, сопровождающейся циррозом. Исследованием руководил профессор Рахит Лумба. Результаты работы были опубликованы сегодня в журнале Nature Communications.

Более 100 миллионов взрослых и детей только в Соединенных Штатах страдают от неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП). Для этих людей рубцы на печени (цирроз) являются важным предиктором выживаемости. Однако основная проблема заключается в том, что рубцы довольно трудно обнаружить неинвазивными методами на ранней стадии развития. Поэтому в текущем исследовании специалисты предприняли попытку разработать способ быстрой идентификации опасных изменений.

Точная причина развития НАЖБП до сих пор не известна, но ученые полагают, что ключевыми факторами являет рацион и генетика: около 50% людей с ожирением имеют заболевание, а люди, близкие родственники которых имели НАЖБП, подвержены высокому риску ее развития. В прошлом исследовании профессор Лумба и его коллеги обнаружили паттерн кишечного микробиома, который отличал легкую/умеренную НАЖБП от прогрессирующего заболевания. В новой работе ученые проанализировали микробный состав образцов стула 98 человек с НАЖБП и 105 их близких родственников с помощью секвенирования гена 16S рРНК. Последовательности 16S рРНК служат «штрих-кодами» для идентификации различных типов бактерий и их относительного количества. В результате им удалось определить 27 уникальных бактериальных паттернов.

Дальнейшие эксперименты позволили ученым диагностировать цирроз у пациентов с помощью этих паттернов с точностью до 92%. В ходе эксперимента удалось обнаружить первичное рубцевание печени у одного из родственников испытуемого с НАЖБП. Все полученные результаты были подтверждены при помощи МРТ. Профессор Лумба полагает, что своевременная диагностика цирроза, связанного с НАЖБП, поможет лучше распределять по группам участников клинических исследований, что, в конечном счете, приведет к разработке новых методов лечения и профилактики цирроза.