
Иммунизация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) связана с повышенным риском паралича лицевого нерва, причем риск наиболее высок в течение 28 дней после прививки как векторных, так и мРНК-вакцин. Новое исследование южнокорейских ученых из Университета Сонгюнгван и Университета Донг-А вышло в ноябрьском выпуске Emerging Infectious Diseases.
Паралич лицевого нерва (паралич Белла) приводит к временной слабости лицевых мышц, что сопровождается асимметрией одной стороны лица и затруднением мимики. Хотя точная этиология этого состояния остается неизвестной, инфекция, аутоиммунные механизмы и вакцинация считаются потенциальными факторами, способствующими его развитию.
На этапе разработки вакцин против COVID-19 ни в одном из ключевых клинических испытаний не было выявлено серьезных проблем с их безопасностью, однако у вакцинированных наблюдалась повышенная частота паралича Белла по сравнению с населением в целом. Это побудило ученых провести крупномасштабное исследование с участием более 44 млн. пациентов в Южной Корее для изучения риска паралича лицевого нерва среди лиц, вакцинированных против COVID-19.
Исследователи проанализировали данные пациентов старше 18 лет, которые получали вакцины против COVID-19 в период с февраля 2021 по март 2022 года. За период исследования ученые выявили 15 742 случаев паралича лицевого нерва, потребовавшего назначения пероральных или парентеральных кортикостероидов. Среди этих случаев 5211 эпизод паралича произошел в течение 28 дней после вакцинации, т. е., показатель заболеваемости составил 4 случая на 1 млн. доз вакцины.
Повышенные риски наблюдались после первой и второй дозы, а также при сочетании первой и второй доз, однако отсутствовали после третьей дозы вакцины. Как мРНК, так и векторные вакцины показали повышенный риск паралича лицевого нерва, при этом у вакцин с вирусными переносчиками риск был несколько выше (коэффициент заболеваемости – 1,11 и 1, 37 соответственно).
Хотя точный биологический механизм паралича Белла после вакцинации неизвестен, были высказаны вероятные гипотезы. Так, вакцины с мРНК используют липидные наночастицы для доставки спайкового антигена SARS-CoV-2, который запускает иммунный ответ, что может привести к высвобождению провоспалительных цитокинов. Эта реакция потенциально может повредить миелиновую оболочку и вызвать паралич лицевого нерва. В случае векторных вакцин, содержащих вирусные переносчики, из-за молекулярной мимикрии между вирусными антигенами и антигенами периферических нервов антитела могут вступать в реакцию с антигенами миелиновой оболочки, вызывая демиелинизацию.
Поскольку паралич лицевого нерва, как правило, протекает в легкой форме и поддается лечению, врачам следует отслеживать неврологические симптомы после вакцинации против COVID-19 и предоставлять пациентам всестороннюю оценку соотношения риска и пользы, связанного с вакцинацией. Впрочем, как отмечают исследователи, инфекция COVID-19 также связана с более высоким риском лицевого паралича.