Голодание может замедлить старение организма

31/01/2019
Голодание может замедлить старение организма

Голодание не только помогает сбросить лишний вес, но и обращает вспять некоторые эффекты старения организма. Об этом сообщила японская исследовательская группа во главе с доктором Такаюки Теруя. Результаты исследования были опубликованы сегодня на сайте Института Науки и Технологий Окинавы.

Организм человека способен использовать углеводы для быстрого получения энергии. При недостатке углеводов организм пытается получить энергию из других источников. Такой «акт замещения» сопровождается появлением определенных метаболитов - бутиратов, карнитинов и аминокислот с разветвленной цепью. Чем дольше человек голодает, тем больше этих метаболитов скапливается в его теле. Однако теперь японские ученые выяснили, что это не единственный побочный эффект голодовки.

В своей новой работе специалисты провели анализ человеческой крови, в том числе плазмы и эритроцитов. Образцы были получены от четырех добровольцев, соблюдающих пост. Исследователи наблюдали за изменением химического состава крови и в результате обнаружили 44 метаболита. Объем этих веществ увеличивался у испытуемых в 1,5-60 раз уже всего лишь через 58 часов после начала голодания. В частности, у участников эксперимента наблюдались высокие уровни лейцина, изолейцина и офтальмовой кислоты - метаболитов, чье количество заметно уменьшается из-за процесса старения. Кроме того, голодовка также, по-видимому, усиливает метаболизм пурина и пиримидина, химических веществ, которые играют ключевую роль в экспрессии генов и синтезе белка, а также способствуют выработке антиоксидантов, которые служат для защиты клеток от свободных радикалов, образующихся в процессе обмена веществ.

Полученные данные свидетельствуют о том, что голодание может перепрограммировать клетки, заставляя их вырабатывать определенные белки и изменять их функцию. Это может положительно влиять на гомеостаз в клетках или изменять экспрессию их генов в ответ на влияние окружающей среды. Автор работы отметил, что открытие, сделанное его командой, действительно поможет научному сообществу в борьбе со старением. Теперь доктор Теруя собирается повторить эксперимент, но уже с участием большего количества испытуемых.

Источник: OIST