Скорость чтения и понимание прочитанного может быть заметно улучшено с помощью неинвазивной электростимуляции мозга. Это дает надежду миллионам людей, страдающим дислексией, на совершенствование своих способностей. Исследование нейробиологов из Женевского университета (UNIGE, Швейцария) опубликовано в журнале Plos Biology 9 сентября.
Дислексия − это специфическое расстройство процесса чтения, которым страдает до 10% населения. Расстройство характеризуется трудностями усвоения навыка письменной речи. Существует несколько гипотез, объясняющих природу дислексии, ведущая из них связывает нарушение с фонологическим дефицитом ‒ трудностями соотнесения звука с соответствующей буквой. Исследователи из Женевского университета впервые доказали, что существует причинно-следственная связь между синхронизацией ритмических паттернов в слуховой коре левого полушария и способностью обрабатывать фонемы.
Нейробиологи провели транскраниальную стимуляцию слуховой коры переменным током (tACS) 15 взрослым пациентам с дислексией и 15 добровольцам из контрольной группы. Пять стимулирующих электродов, подающих ток низкой интенсивности, размещали над височной областью левого полушария. Мозговая активность измерялась с помощью электроэнцефалографии. 20-минутная процедура электростимуляции на частоте 30 Гц привела к немедленному улучшению скорости и точности чтения в группе с дислексией. При этом у лиц с хорошими навыками чтения отмечалась отрицательная динамика.
Исследование открывает путь для целенаправленных неинвазивных вмешательств, нацеленных на улучшение фонологической обработки у людей с дислексией. На следующем этапе нейробиологи планируют использовать для улучшения чтения не электрическую стимуляцию головного мозга, а нейрофидбэк – метод, основанный на принципе биологической обратной связи (ЭЭГ БОС).