Слепота при глаукоме вызвана аутоиммунным ответом

10/08/2018
Слепота при глаукоме вызвана аутоиммунным ответом

Иммунные клетки в глазах, которые появляются в ответ на заражение органа бактериями, являются ключевым фактором прогрессирующей потери зрения из-за глаукомы. Об этом сообщили специалисты из Массачусетского Технологического Института. Подробное описание открытия и экспериментов появилось сегодня в журнале Nature Communications.

Глаукома является одним из самых распространенных заболеваний глаз и главной причиной слепоты согласно межнациональной статистике. Заболевание характеризуется прогрессирующей дегенерацией ганглионных клеток сетчатки (RGCs) и аксонов. Наиболее важным фактором риска развития глаукомы является повышенное внутриглазное давление, которое, как считается, непосредственно вызывает повреждение нейронов и зрительного нерва. Механизмы, вызывающие глаукоматозную нейродегенерацию, до конца не изучены, однако новое исследование, как полагают его авторы, приоткрывает завесу тайны.

Опыты на мышах показали, что, когда давление в глазах повышается, запускается процесс экспрессии белков теплового шока - семейства белков, которые выделяются в ответ на стрессовые состояния. Это, в свою очередь, вызывает ответную реакцию иммунных Т-клеток. Они атакуют нейроны сетчатки, что приводит к дегенерации зрительного нерва и часто к постоянной потере зрения. Однако, удивительным было то, что группа животных, выращенная «в пробирке» и не имевшая бактерий или инфекций в глазах, никогда не подвергалась развитию глаукомы из-за повышенного давления в глазах.

После экспериментов на животных ученые повторно наблюдали за реакцией на белки теплового шока среди пациентов с глаукомой. Результаты второго эксперимента полностью подтвердили полученные ранее данные. Поэтому теперь специалисты будут искать способ воздействия на Т-клетки в глазах для предотвращения развития слепоты при глаукоме. Ученые также отметили, что белки теплового шока были обнаружены в некоторых областях мозга животных, что может указывать на их связь с другими нейродегенеративными заболеваниями.