Двуязычие дает когнитивные преимущества при аутизме

04/06
Двуязычие дает когнитивные преимущества при аутизме

Владение двумя языками позволяет детям-аутистам частично компенсировать дефицит мышления и исполнительных функций, которые лежат в основе многих их проблем. К таким выводам пришла международная команда исследователей из Женевского университета (UNIGE, Швейцария), Университетов Фессалии (Греция) и Кембриджа (Великобритания). Результаты опубликованы в журнале Autism Research и на сайте Женевского Университета 3 июня.

Расстройства аутистического спектра, поражающее 1 из 100 детей, являются одним из наиболее распространенных нарушений нервно-психического развития. Они оказывают особое влияние на социальное взаимодействие, включая трудности в понимании взглядов, убеждений, желаний и эмоций других людей, известных как «теория разума», или «модель психического».

«Аутистические расстройства имеют целый спектр проявлений, поскольку интенсивность симптомов сильно варьируется. Аутичным детям трудно поставить себя на место собеседника, сосредоточиться на его точке зрения и отвлечься от собственных мыслей. Таким образом, аутизм влияет не только на все, что связано с «теорией разума» – понимание убеждений, эмоций, намерений и желаний других, – но и часто на исполнительные функции, в том числе, на способность к вниманию» ‒ считает Стефани Дюррлеман, исследователь кафедры лингвистики факультета искусств UNIGE и соавтор исследования.

Исследования по билингвизму показали, что дети без аутизма, которые используют несколько языков, имеют более развитую модель психического и исполнительные функции по сравнению с одноязычными детьми. Поэтому ученые задались вопросом: могут ли двуязычные дети-аутисты смягчить трудности своего неврологического расстройства, используя два языка каждый день?

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи проанализировали поведение 103 детей-аутистов в возрасте от 6 до 15 лет, 43 из которых были двуязычными. Чтобы проследить влияние двуязычия на их социально-коммуникативные навыки, детей сгруппировали по возрасту, полу и интенсивности проявлений РАС. Затем участники выполняли различные задания. На задания, связанные с теорией разума, т.е. способностью понимать поведение другого человека, ставя себя на его место, двуязычные дети давали 76% правильных ответов по сравнению с 57% ответов одноязычных детей. То же самое наблюдалось и при проверке исполнительных функций: частота правильных ответов у билингвов была в 2 раза выше, чем у монолингвов.

Сами авторы исследования так объяснили полученные результаты: «Двуязычие требует, чтобы ребенок сначала работал над навыками, непосредственно связанными с теорией разума, то есть он должен постоянно интересоваться знаниями других: говорит ли собеседник по-гречески или по-албански? На каком языке я должен говорить с ним? Затем, во второй фазе, ребенок использует свои исполнительные функции, сосредоточивая внимание на одном языке и одновременно подавляя второй. Это настоящая гимнастика для мозга, которая действует именно на дефицит, связанный с аутистическим расстройством».

Двуязычные семьи, воспитывающие аутичных детей, часто склонны отказываться от использования одного из родных языков, чтобы не усложнять дальнейшее развитие коммуникативных навыков своего ребенка. Однако, по мнению ученых, двуязычие очень полезно для детей с РАС. Билингвизм может помочь этим детям преодолеть некоторые аспекты их расстройства, служа своего рода естественной терапией.

Источник: University of Geneva
АО «Красота и медицина»
ОГРН 1167746117043
+7 (495) 201-52-63
mail@krasotaimedicina.ru
© KrasotaiMedicina.ru 2021
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!