У детей, рожденных ранее 34 недель гестации, в возрасте 9-10 лет наблюдаются устойчивые когнитивные нарушения по сравнению со сверстниками, рожденными в срок. Такие выводы были получены группой ученых из Каролинского института (Швеция). Результаты перекрестного исследования опубликованы в JAMA Network Open 14 апреля.
Преждевременные роды (роды на сроке беременности менее 37 недель) являются основной причиной младенческой смертности, при этом ежегодно во всем мире происходит 13 млн. преждевременных родов. Хотя достижения в области перинатальной помощи улучшили показатели выживаемости, недоношенные дети по-прежнему подвергаются более высокому риску развития проблем с нервной системой, особенно когнитивного дефицита. Между 24 и 40 неделями беременности происходит множество важных процессов развития мозга. Преждевременные роды нарушают эти процессы, что приводит к нарушениям в структурах серого и белого вещества, которые тесно связаны с когнитивными нарушениями.
Целью настоящего проспективного многоцентрового перекрестного исследования было изучение отдаленных когнитивных показатели у детей, родившихся на разных сроках гестации, включая глубоко недоношенных (28-31 неделя), умеренно недоношенных (32-33 недели), недоношенных на поздних сроках (34-36 и 37-38 недель), по сравнению с доношенными (≥39 недель) с поправкой на генетику, пренатальные риски и факторы, характерные для конкретного ребенка.
Всего в анализ было включено 5946 детей в возрасте от 9 до 10 лет, участвовавших в исследовании мозга и когнитивного развития подростков в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Дети прошли когнитивную оценку с использованием набора инструментов Национального института здоровья, задания «Маленький человечек» и теста Рея на слуховое и вербальное обучение. Из детей, включенных в исследование 55 (0,9%) родились глубоко недоношенными, 110 (1,8%) - умеренно недоношенными, 454 (7,6%) недоношенными на поздних сроках, 261 (4,4%) родились преждевременно, а 5066 (85,2%) - доношенными.
По сравнению с доношенными детьми, те, кто родился умеренно недоношенными, имели более низкие суммарные когнитивные показатели по словарному запасу, рабочей памяти, кратковременной и долговременной памяти. Самые низкие когнитивные показатели были у детей, родившихся в возрасте 32 недель или меньше. Напротив, недоношенные дети, рожденные на поздних сроках, показали те же результаты, что и доношенные сверстники. Пол, генетические факторы, социально-экономический статус не влияли на эту зависимость.
Ученые пришли к выводу, что когнитивные нарушения у умеренно недоношенных детей сохраняются в позднем детстве. Такие дети могут нуждаться в постоянном наблюдении и поддержке для решения проблем в развитии и школьных трудностей.