статья обновлена 19/07/2021
Обновлено 19/07/2021
4.04K просмотров

Отсутствие речи

Отсутствие речи

Отсутствие речи – это неспособность к реализации устного высказывания, обусловленная низким уровнем речевого развития или распадом речи. Данное состояние характерно для младенческого возраста, а также ряда патологий: моторной алалии, ЗРР, тяжелой степени дизартрии, афазии, мутизма, глухонемоты. Комплекс диагностики включает логопедическое и психологическое обследование, методы ЭФИ (электроэнцефалография, слуховые ВП), нейровизуализации (МРТ церебральных структур). Лечебная тактика направлена на стимуляцию речевой активности, объединяет в себе педагогические средства, медикаментозную терапию, психокоррекцию, физиотерапию.

    Причины отсутствия речи

    Доречевой период развития

    В норме отсутствие речи наблюдается у детей первого года жизни. Данный этап онтогенеза называется довербальным. Однако речевое развитие ребенка в этот период идет очень активно. Первая голосовая реакция новорожденного – крик – связана с появлением младенца на свет. По характеру крика (громкости, чистоте голоса, соотношению вдоха и выдоха) можно судить о перспективах дальнейшего речевого развития.

    В первые 2-3 месяца крик здорового младенца претерпевает изменения: получает интонационную окраску, ребенок по-разному сигнализирует о голоде, коликах в животе, мокрых пеленках. Примерно к 3-м месяцам появляется гуление – отдельные звуки и звукокомплексы, служащие средством коммуникации с окружающими. К 6 месяцам гуление перерастает в лепет – цепочки слогов, которые со временем становятся модулированными, певучим. И лишь к 12-14 месяцам ребенок осознанно начинает произносить свои первые слова.

    В анамнезе детей с речевым недоразвитием часто прослеживаются недоношенность, родовые травмы, асфиксия. На будущие проблемы с речью может указывать слабый болезненный крик или его отсутствие, монотонный плач, назальный оттенок голоса. Ненормативное протекание гуления и лепета (запаздывание, интонационная невыразительность, однообразие, редкие повторения), отсутствие речевой активности, как правило, служит маркером поражения ЦНС или слухового анализатора.

    Социальная депривация

    Необходимым условием для нормального развития детской речи, наряду с полноценным физическим слухом, сохранным интеллектом, отсутствием поражений речевых центров головного мозга, является благоприятная речевая среда. Если ребенок с рождения не слышит человеческую речь, то и его собственная вербальная активность не развивается. Этим объясняется отсутствие речи у «детей-маугли». Вместо слов они пользуются звукоподражанием, копируют повадки животных, не способны вступать в коммуникацию с другими людьми.

    Сензитивным для развития речи считается возраст от 0 до 6 лет. На этом этапе ребенок особенно продуктивно усваивает устную речь. Поэтому благоприятное речевое окружение так важно для дошкольника. Если же с рождения дети находятся среди животных, вдали от человеческого общества, то после возвращения в социум они оказываются не способными овладеть речью и развить социальные навыки.

    Задержка речевого развития

    Отсутствие речи в возрасте до 3-4-х лет расценивается как задержка речевого развития. Замедление темпа речевого онтогенеза встречается у детей с перинатальной энцефалопатией, тяжелыми заболеваниями раннего возраста (нейроинфекции, ЧМТ), синдромом госпитализма. В этом случае устная речь у ребенка (слова, фразы, связное высказывание) отсутствует или появляется в более поздние сроки, имеет отставание в качественных и количественных показателях.

    Диагноз ЗРР правомочен только для раннего детского возраста. Если, несмотря на активное лечение, развивающие и логопедические занятия к 4 годам не удается преодолеть речевое недоразвитие, ребенку с нормальным интеллектом выставляется заключение «ОНР 1 уровня», а пациенту с интеллектуальной недостаточностью – «системное недоразвитие речи». Дальнейшая тактика требует установления вида логопатологии и структуры речевого дефекта.

    Моторная алалия

    Отсутствие экспрессивной речи составляет основу клиники моторной алалии. Структура речевого дефекта представлена артикуляционной апраксией. Моторная алалия развивается вследствие поражения речедвигательных зон головного мозга внутриутробно или на довербальном этапе развития.

    Экспрессивная речь у моторного алалика развивается с грубыми искажениями. Долгое время активный словарь состоит только из отдельных звуков, звукосочетаний, лепетных слов. При отсутствии общеупотребительной речи дети используют жесты, мимику. Понимание обращенной речи удовлетворительное.

    Анартрия

    Анартрия – этой крайне тяжелая степень дизартрии, при которой отсутствует членораздельная речь. К анартрии приводит двусторонний паралич артикуляционной мускулатуры, обусловленный поражением ядер или корешков черепно-мозговых нервов. Встречается при ДЦП, сирингобульбии, бульбарном параличе, БАС. Больной не может произнести ни звука либо издает нечленораздельные звукокомплексы, которые непонятны окружающим. Отмечается назализация и охриплость голоса. Интеллект больного сохранен, понимание речи не нарушено.

    Отсутствие речи
    Отсутствие речи

    Афазия

    Отсутствие речи – ведущий симптом в клинике некоторых форм афазии (моторной, тотальной, детской). При афферентной моторной афазии распадается динамический стереотип артикуляции, утрачивается способность произносить звуки и состоящие из них слова. При грубых поражениях у пациента остается только речевой эмбол. Рецептивная речь страдает вторично.

    Отсутствие спонтанной речи при сохранных автоматизированных рядах наблюдается при тяжелой эфферентной моторной алалии. Глобальный (тотальный, смешанный) афатический синдром – наиболее тяжелая форма афазии. Неспособность к самостоятельной вербальной продукции сочетается с расстройством понимания обращенной речи.

    В детском возрасте регресс речевой функции наблюдается при синдроме Ландау–Клеффнера ‒ приобретенной эпилептической афазии. Заболевание манифестирует в возрасте 2-8 лет. На фоне нормального психомоторного развития возникают эпилептические приступы, развивается сенсомоторная афазия, когнитивные и поведенческие нарушения. Речевые навыки распадаются в течение нескольких недель или месяцев. Дети перестают воспринимать речь и разговаривать.

    Аутизм

    Речевая инактивность характерна для ряда расстройств аутистического спектра. В довербальном периоде у детей может отсутствовать лепет, реакция на свое имя, указательный жест. Появление слов задерживается до 1,5 лет, иногда дольше (до 3-4 лет). Типичны эхолалии, отсутствие реакции на обращенную речь, неспособность к установлению коммуникативного контакта с окружающими. У некоторых детей с аутизмом устная речь не развивается совсем.

    Умственная отсталость

    В раннем возрасте у детей с олигофренией отмечается отсутствие или задержка лепета. Значительно запаздывает становление первых слов и фраз. Зачатки экспрессивной речи появляются ближе к 4-5 годам, понимание речи снижено. При глубокой умственной отсталости – идиотии – связная речь отсутствует, больные произносят лишь отдельные звуки, а также подобие слов.

    Мутизм

    Мутизм – это психопатологический синдром, при котором у больного имеются все физиологические предпосылки для нормальной речи, но при этом отмечается отсутствие любых вербальных реакций. Мутизм может развиться вследствие психической травмы, органических патологий головного мозга, шизофрении, аутизма, диссоциативных расстройств.

    Человек не отвечает на вопросы, самостоятельно не вступает в речевой контакт, однако может использовать письменную и жестовую речь, общаться с помощью мессенджеров. У детей встречается избирательный мутизм, когда ребенок молчит только в определенных ситуациях.

    Глухонемота

    Сурдомутизм характеризуется глухотой и отсутствием речи. Глухой от рождения ребенок не может овладеть устной речью из-за того, что никогда слышал речи окружающих. Иногда, пытаясь подражать взрослым, ребенок копирует артикуляции и издает отдельные звуки. Отмечаются дефекты голоса: гнусавость, глухость. Если же глухота наступает в 2-3-летнем возрасте, уже после становления речевой функции, то речь перестает развиваться и постепенно утрачивается совсем.

    Диагностика

    Отсутствие речи – полиэтиологическое состояние, поэтому требует обследования функционирования тех систем, которые могут повлечь за собой коммуникативно-речевую инактивность. В построении диагностической гипотезы участвуют врачи-неврологи, сурдологи, психиатры, логопеды, нейропсихологи.

    • Неврологическое обследование. Осуществляется с целью поиска/исключения органической основы отсутствия речи. Проводится при указаниях на перинатальные поражения ЦНС, сосудистые заболевания, ЧМТ, церебральные опухоли. Может включать нейросонографию, электроэнцефалографию, МРТ головного мозга.
    • Исследование слуховой функции. Если отсутствие речи предположительно связано с нарушением слуха, выполняется аудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии, слуховых ВП. По показаниям проводится КТ височных костей.
    • Логопедическая диагностика. Требуется для оценки уровня речевого развития, состояния артикуляционного праксиса, импрессивной и экспрессивной речи при ЗРР, дизартрии, алалии, афазии, УО. На основании результатов обследования делается вывод о центральном дефекте и механизме, лежащем в основе отсутствия речи.
    • Психологическое обследование. Необходимо пациентам с аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, афатическим синдромом, мутизмом. Предполагает проведение патопсихологического исследования, нейропсихологического тестирования. Для определения уровня развития используются специальные опросники, шкалы, диагностические критерии.
    Восстановительное обучение при афазии
    Восстановительное обучение при афазии

    Лечение

    Медицинская помощь

    В случаях, когда отсутствие речи обусловлено поражением ЦНС, назначается терапия, направленная на стимуляцию развития либо восстановления речевой функции. Для активизации деятельности нервной системы показаны ноотропные препараты, антиоксиданты, церебропротекторы, витаминные комплексы. При деструктивных формах поведения назначаются нейролептики, антидепрессанты.

    На этапе медицинской реабилитации больным проводится ЛФК, эрготерапия, физиотерапевтическое лечение (электромиостимуляция, лекарственный электрофорез, магнитотерапия). При сурдомутизме в некоторых случаях эффективно слухопротезирование с помощью слуховых аппаратов, проведение кохлеарной имплантации.

    Психокоррекционное сопровождение

    Дети с темповой задержкой развития нуждаются в занятиях с дефектологом и психологом. Преодолеть отсутствие речи помогает арт-терапия, игровая терапия, нейропсихологическая коррекция. В рамках комплексной терапии РАС используется сенсорная интеграция, АВА-терапия. Поскольку роль семьи в развитии речи ребенка крайне велика, важно проводить психологическое консультирование родителей.

    Логопедическая помощь

    Пациенты с различными нарушениями, повлекшими за собой отсутствие речи, получают дифференцированную логопедическую помощь. Коррекционное обучение детей с ЗРР, моторной алалией направлено на стимуляцию речи; включает тренировку мелкой моторики, фонетическую ритмику, Томатис-терапию и другие методы. С целью развития коммуникативных навыков обучение невербальных аутичных детей проводится по системе PECS.

    В комплексной коррекции дизартрии важное место занимает логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Занятия по преодолению моторной афазии предполагают работу над растормаживанием устной речи, проведением звуко-буквенного анализа слова, преодолением артикуляционной апраксии. Глухонемым детям показаны занятия с сурдопедагогом.

    Литература
    1. Характеристика довербального периода речевого развития детей/ Крамаренко Н.С., Бунина В.С.// Вестник Университета Российской академии образования. – 2007.
    2. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции/ Соботович Е.Ф. –2003.
    3. Нарушение речи у детей с церебральным параличом Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. – 1985.
    4. Афазия и восстановительное обучение/ Цветкова Л.С. – 1988.
    Поделиться
    Поделиться
    Оцените статью!
    Рейтинг статьи 0 /5
    оценок: 0

    Отсутствие речи - лечение в Москве

    Процедуры и операции Цена
    Педиатрия / УЗИ у детей / Прочие УЗИ у ребенка
    от 580 р.
    Отоларингология / Операции на структурах уха / Операции по восстановлению слуха
    от 40000 р.
    Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей
    от 1400 р.
    Логопедия / Коррекция нарушений речи / Вспомогательные методы логопедического воздействия
    от 400 р.
    Отоларингология / Диагностика ЛОР-органов / Исследование слухового анализатора
    от 100 р.
    Неврология / Диагностика в неврологии / ЭФИ нервно-мышечной системы
    от 500 р.
    Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей
    от 470 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 600 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 600 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 800 р.

    Комментарии к статье

    Если Вы знакомы с отсутствием речи, можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении. Здесь же можно задать анонимный вопрос врачу.

    Ваш комментарий
    Ваша оценка:
    Ваша оценка
    Красота и Медицина не публикует комментарии, которые содержат оскорбления и ненормативную лексику. Нажимая «Отправить», я принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных.

    Также по теме

    АО «Красота и медицина»
    ОГРН 1167746117043
    +7 (495) 201-52-63
    mail@krasotaimedicina.ru
    © KrasotaiMedicina.ru 2021
    Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!