статья обновлена 27/01/2021
Обновлено 27/01/2021
1.64K просмотров

Диспросодия

Диспросодия

Диспросодия ‒ это расстройство интонационных, ритмических, мелодических характеристик речевой продукции. При нарушении просодических компонентов речь становится монотонной, гипофоничной, аритмичной, лишенной эмоциональной окраски и выразительности. Диспросодия присутствует в клинике дизартрии, ринолалии, темпо-ритмических расстройств, болезни Паркинсона, синдрома иностранного акцента. Диагностическая тактика предполагает проведение неврологического, психолого-психиатрического, логопедического обследования. Лечение проводится медикаментозными, психотерапевтическими, физиотерапевтическими средствами. Дополнительно необходима речевая терапия.

    Причины диспросодии

    Синдром иностранного акцента

    Данный языковой феномен может иметь нейрогенное и психогенное происхождение. Нейрогенный синдром иностранного акцента (СИА) встречается у пациентов, перенесших инсульт или ЧМТ, страдающих рассеянным склерозом, опухолями головного мозга. Психогенное расстройство чаще связано с шизофренией, аутизмом, маниакально-депрессивным психозом, истерией.

    Клинические проявления диспросодии в этих случаях характеризуются появлением в речи пациента иноязычного акцента. Звуки приобретают фонетические признаки другого диалекта. Изменяется речевая интонация, по-другому распределяются ударения в словах и логические паузы в предложениях. В голосе исчезают модуляции, появляется монотонность. При этом отсутствуют проблемы артикуляции, речь в целом остается понятной, семантически правильной и связной.

    Дизартрия

    Дизартрические нарушения представлены сложным симптомокомплексом, в структуру которого входят произносительные трудности, фонетические нарушения голоса. Просодические характеристики голоса в различной степени меняются при всех формах дизартрии: стертой, бульбарной и псевдобульбрной, экстрапирамидной, мозжечковой.

    Признаки диспросодии у детей с дизартрией заметны уже в раннем возрасте: голосовые реакции не дифференцированы, отсутствует интонационная выразительность гуления и лепета. С развитием фразовой речи просодические нарушения становятся особенно заметными. Речь дизартрика маловыразительная, монотонная, темп замедлен, воспроизведение ритма нарушено. Отсутствуют или недостаточно развиты звуковые модуляции, отмечается ринофония, «затухание» голоса к концу фразу.

    Для мозжечковой дизартрии патогномонична речевая дизритмия. Она выражается в скандированности высказываний, появлении лишних пауз, нарушении мелодики, колебаний силы голоса. Отмечается ринофония, голосовое дрожание, дефекты озвончения и смягчения – все это делает речь невнятной, напряженной.

    Диспросодия
    Диспросодия

    Ринолалия

    Главной причиной диспросодии при открытой ринолалии служат анатомические дефекты артикуляционных органов (расщелины неба и верхней губы), обусловливающие утечку воздуха. Голос лишается звонкости, становится приглушенным, сдавленным, слабомодулированным с назальным оттенком. Затрудняется изменение высоты тона, управление мелодико-интонационными средствами высказывания. Страдает выразительность и внятность речи.

    При закрытой форме ринолалии патологические изменения в носовой полости (аденоиды, гипертрофия слизистой, искривление носовой перегородки), напротив, делают ее непроходимой для воздушного потока. В этом случае также страдает тембр, высота и сила голоса, однако отмечается пониженный носовой резонанс. Типично искажение носовых фонем, глухость тона, появление неестественных интонаций в голосе.

    Нарушение темпа речи

    Замедление или ускорение темпа, речевая дизритмия меняют просодические характеристики речи в целом. Диспросодия характерна для следующих темпо-ритмический нарушений:

    • Брадилалия. Отмечается растягивание слов, необоснованное увеличение пауз, скандированность произнесения. Диспросодии способствует фиксация голоса на одной высоте, отсутствию интонационной выразительности и плавности высказывания.
    • Тахилалия. При тахифразии слова произносятся в быстром темпе, практически без пауз, как бы на одном дыхании. Отсутствие логических остановок, смысловых акцентов, мелодических интонаций делает речь неразборчивой. Тахилалия может протекать с явлениями заикания, дизартрическим компонентом.
    • Клаттеринг. Речевой темп ускорен, однако высказывание постоянно прерывается паузами, неуместными восклицаниями, словами-эмболами. Отсутствие плавности речи сочетается с изменением силы голоса: от громких возгласов до тихого бормотания.

    Заикание

    Диспросодия при заикании обусловлена дезорганизацией темпо-ритмического рисунка высказывания. Заикающиеся стараются говорить быстро, чтобы успеть закончить фразу между речевыми судорогами. Однако очередной спазм мышц артикуляционного или голосового аппарата прерывает упорядоченный речевой поток – возникают судорожные запинки.

    Нарушение речевой плавности усугубляется неправильным дыханием с неравномерным использованием воздуха. Страдает музыкальность речи: отсутствует контроль паузирования, гармония мелодики, эмоциональная окраска. Усилению диспросодии также способствуют формирующиеся со временем голосовые зажимы и логофобия.

    Алалия

    У детей с моторной алалией нарушены все компоненты экспрессивного высказывания. Лексический запас беден, в большом количестве присутствуют аграмматизмы, формирование фразы запаздывает, в связной речи используются жесты или звукоподражания. Диспросодия проявляется замедленностью речевого потока, неверной расстановкой логических ударений, несформированностью чувства ритма. Отмечается монотонность, фрагментарность, невыразительность речи.

    Афазия

    При эфферентной моторной афазии расстраиваются «кинетические двигательные мелодии». Распадается ритмическая структура слова, наблюдаются многочисленные застревания на предыдущих речевых фрагментах (персеверации). Существенно страдает мелодико-интонационная сторона: произношение становится отрывистым, «рваным», послоговым, замедленным. Диспросодия усугубляется при сочетании эфферентной моторной афазии с дизартрией.

    Нарушения голоса

    При различных голосовых расстройствах (дисфонии, фонастения) фонация становится шепотной, сдавленной, напряженной. Голос глухой, срывающийся, сиплый, быстро затухающий. Диспросодия выражается в потере мелодичности, интонационной выразительности, эмоциональности речи. Нарушениям голоса также свойственны субъективные ощущения: боль и першение в горле, голосовое утомление, ощущение комка.

    Болезнь Паркинсона

    Голосо-речевые расстройства развиваются у большинства пациентов с болезнью Паркинсона, нередко они возникают уже в дебюте заболевания. Постепенно изменяется голос: появляется осиплость, хрипотца, дрожание, гипофония. Возникают артикуляционные трудности.

    Присоединяется диспросодия – речь замедляется, становится приглушенной, маломодулированной, утрачивает плавность и эмоциональную окраску. Типичны палилалии (аутоэхолалии). Подобные речевые нарушения, возникающие при БП, расцениваются в логопедии как гипокинетическая дизартрия. Аналогичные изменения характерны и для вторичного паркинсонизма.

    Нарушения слуха

    Диспросодия при тугоухости имеет стойкий и выраженный характер. Из-за отсутствия полноценного слухового контроля для слабослышащих пациентов затруднительно как восприятие, так и воспроизведение интонации, изменение высоты и силы голоса. Их голос звучит тускло, монотонно, невыразительно. Представляет трудность произношение вопросительного и побудительного высказывания. Произносительная сторона речи характеризуется оглушением звонких звуков, множественными заменами и смешениями звуков, нарушением слоговой схемы слова.

    Редкие причины

    Значительно реже диспросодия может быть этиологически связана со следующими состояниями:

    Диагностика

    Оценка состояния просодических компонентов речи осуществляется логопедом, выявление основной патологии – узкими медицинскими специалистами: неврологом, оториноларингологом, психиатром. Обследование больного с диспросодией включает следующие диагностические блоки:

    • Неврологическая диагностика. Нейровизуализация необходима для обнаружения органических изменений церебральных структур. Выполняется МРТ головного мозга, Эхо-ЭГ, ПЭТ-КТ. С целью определения электрической активности нейронов и нервно-мышечной передачи производится электроэнцефалография, электронейромиография.
    • Исследование ЛОР-органов. Показано для выявления нарушений слуха, изменений голосовых складок, непроходимости носовой полости, небных расщелин как причины диспросодии. Эндоскопические исследования включают видеоларингостробоскопию, отоскопию, эндоскопию носа. Для оценки функции ЛОР-органов осуществляется регистрация аудиограммы, электроглоттографии, электромиографии гортани.
    • Психодиагностика. Направлена на изучение психической деятельности пациента, дифференциальную диагностику патопсихологических синдромов. Используются специальные опросники, тесты, шкалы, проводятся беседы, наблюдение, эксперименты.
    • Исследование устной речи. Логопедическое обследование при диспросодии предполагает анализ различных компонентов, составляющих просодическую организацию речи. Производится изучение восприятия и воспроизведения ритма, интонации, голосовых модуляций, логических ударений, речевого темпа и пр. Для обследования подбирается речевой материал, соответствующий возрасту. При отдельных нозологиях исследуется звукопроизношение, фонематические процессы, владение лексико-грамматическими категориями.
    Электроэнцефалография
    Электроэнцефалография

    Коррекция

    Медицинская реабилитация

    Коррекция диспросодии складывается из проведения медицинской и речевой реабилитации. Конкретное содержание и продолжительность каждого этапа определяется основным заболеванием. В большинстве случаев терапевтический курс включают следующие общие направления:

    • Фармакотерапия. Является основным методом терапии острых и хронических патологий ЦНС, психических заболеваний. Медикаментозное лечение назначается для минимизации повреждений церебральных структур, замедления прогредиентного течения патологических процессов, создания благоприятных условий для восстановительной работы. С учетом основной нозологии может включать прием ноотропов, антиконвульсантов, дофаминергических средств, антидепрессантов, нейролептиков и др.
    • Психотерапия. Требуется при наличии у пациентов с диспросодией депрессии, вторичных психических наслоений, поведенческих расстройств. В лечебные курсы включают когнитивно-поведенческую терапию, обучение методам релаксации, аутотренинги, игровую терапию.
    • Физиотерапия. Нормализации иннервации и мышечного тонуса способствует массаж (общий, ШВЗ), иглорефлексотерапия. Благоприятным действием на центральные и периферические органы речи обладают электрофорез, электростимуляция речевой мускулатуры, магнитотерапия, амплипульстерапия и др.

    В ряде случаев для устранения органической основы диспросодии требуется хирургическая помощь: хейлопластика и уранопластика (при лицевых расщелинах), аденотомия и полипотомия (при рзрастаниях в носоглотке). При тугоухости показано слухопротезирование.

    Речевая терапия

    План логопедических занятий при диспросодии составляется после выявления ведущего речевого дефекта и его структуры. Работа по нормализации просодических компонентов проводится поэтапно:

    1. Подготовительные мероприятия: развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика), активизация артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, электростимуляция VocaStim), выработка фонационных кинестезий (вокальные и ортофонические упражнения).
    2. Коррекция диспросодии: воспроизведение ритма, интонации, ударения, изменения голоса по силе и высоте;
    3. Автоматизация навыков: выполнение тренировочных упражнений на основе дидактического материала, закрепление умений в свободной речи.
    Литература
    1. Синдром иностранного акцента как фактор языковой вариативности/ Кочетова М.Г. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015.
    2. Влияние компонентов просодики на речь при дизартрии/ Елеуова А.Е. //Научный журнал. – 2016.
    3. Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания/ Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К.// Инновационня наука. – 2015.
    4. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза/ Бочарникова Н.С. // Концепт. – 2016.
    Поделиться
    Поделиться
    Оцените статью!
    Рейтинг статьи 0 /5
    оценок: 0

    Диспросодия - лечение в Москве

    Процедуры и операции Цена
    Отоларингология / Эндоскопия ЛОР-органов / Эндоскопия уха
    от 100 р.
    Отоларингология / Диагностика ЛОР-органов / Исследование голосовой функции
    от 2000 р.
    Отоларингология / Операции на глотке / Удаление аденоидов
    от 4500 р.
    Физиотерапия / Рефлексотерапия
    от 350 р.
    Логопедия / Коррекция нарушений речи / Вспомогательные методы логопедического воздействия
    от 400 р.
    Отоларингология / Диагностика ЛОР-органов / Исследование слухового анализатора
    от 80 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 600 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 600 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 800 р.
    Педиатрия / ЛФК для детей
    от 290 р.

    Комментарии к статье

    Если Вы знакомы с диспросодией, можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении. Здесь же можно задать анонимный вопрос врачу.

    Ваш комментарий
    Ваша оценка:
    Ваша оценка
    Красота и Медицина не публикует комментарии, которые содержат оскорбления и ненормативную лексику. Нажимая «Отправить», я принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных.
    АО «Красота и медицина»
    ОГРН 1167746117043
    +7 (495) 201-52-63
    mail@krasotaimedicina.ru
    © KrasotaiMedicina.ru 2021
    Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!