статья обновлена 19/07/2021
Обновлено 19/07/2021
29.8K просмотров

Ограниченный словарный запас

Ограниченный словарный запас

Ограниченный словарный запас характерен для детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальными нарушениями, пациентов с энцефалопатиями различного генеза, деменцией, афазией, эпилепсией, психическими расстройствами. Ограниченная лексика не позволяет полноценно выражать свои мысли, развернуто отвечать на вопросы, вступать в коммуникацию с окружающими. Диагностика имеет два вектора: установление причины обедненного словаря (МРТ головного мозга, ЭЭГ, патопсихологическое тестирование) и качественно-количественная оценка лексики (логопедическое обследование). Расширение словарного запаса проводится на фоне терапии основного заболевания.

    Словарный запас в норме

    Большой лексический запас считается признаком образованности, широкого кругозора, эрудиции, ума. Обширный словарь позволяет человеку четко формулировать и вербализировать свои мысли, лучше коммуницировать с окружающими. Весь словарный запас делится на активный (слова, которые человек употребляет в своей речи) и пассивный (слова, значение которых человек знает и понимает).

    Лексический запас начинает развиваться практически с рождения. В год ребенок произносит в норме 10-12 слов, к 2-м годам активный словарь расширяется до 250-300 слов, к 3-м – до 800-1000, к 4-м – до 2000, к 5 годам составляет 2500-3000, а к 6-7 – 3000-3500 слов. Активный словарь среднестатистического взрослого человека составляет более 30 тыс. слов, пассивный – свыше 80-85 тыс. Лексический запас на протяжении жизни изменчив: человек постоянно узнает и вводит в свой лексикон новые слова, при этом перестает употреблять и забывает ранее выученные. Считается, что некоторое снижение словарного запаса начинается после 55 лет.

    Причины ограниченного словарного запаса

    Задержка речевого развития

    ЗРР проявляется запаздыванием становления речевой функции у детей до 3-4 лет. Речь начинает развиваться с опозданием, имеется крайне ограниченный словарь, трудности грамматического конструирования фразы, грубые нарушения фонематического строя. Минимальный лексический запас ограничивает возможности общения ребенка, тормозит развитие познавательных процессов.

    Причины ЗРР могут носить органический или функциональный (темповый) характер. Факторами, провоцирующими ЗРР, выступают:

    ОНР

    Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется поздним появлением речевой активности, бедностью словарного запаса, незнанием и неточностью понимания значения многих слов, неспособностью семантически и грамматически правильно оформить высказывание. В словаре у ребенка с ОНР 1 уровня присутствуют только отдельные звукокомплексы и лепетные слова. При ОНР 2 уровня ребенок пользуется крайне ограниченной лексикой – называет некоторые предметы и действия, составляет фразу из 2-3 слов.

    ОНР 3 уровня характеризуется увеличением лексического запаса, позволяющим строить развернутую фразу, но словарь однообразен, а понимание значения слов неточное. При ОНР 4 уровня лексический запас практически соответствует норме, в активном словаре отсутствуют только редко употребляемые слова, имеются затруднения в подборе антонимов и синонимов.

    При всех степенях ОНР также имеются грубые нарушения звукопроизношения и фонематического развития, аграмматизмы. ОНР диагностируется при следующих видах речевых расстройств:

    Тугоухость у детей

    Снижение слуха приводит к системному недоразвитию речевой функции. Это означает, что у ребенка имеется значительный словарный дефицит, искажение слогового состава слов, нарушено произношения многих звуков и их слуховой дифференцировки.

    При врожденной или рано возникшей тугоухости (до 3-5 лет) самостоятельная речь и ее понимание могут отсутствовать или находится в зачаточном состоянии. Приобретенная тугоухость не только препятствует дальнейшему речевому и психическому развитию, но и может вызвать распад сформированных речевых функций: обеднение словаря, звуковые замены, дефекты озвончения, появление диспросодии, аграмматизмов.

    Ограниченный словарный запас
    Ограниченный словарный запас

    Расстройства аутистического спектра

    Дети с РАС, как правило, начинают говорить гораздо позднее сверстников (иногда только в 3-4 года), не реагируют на своем имя и на обращенную речь, не задают вопросов. При этом они используют ограниченный запас слов, стереотипные высказывания.

    Аутичные дети не употребляют местоимение «я», говоря о себе в третьем лице, редко обращаются к окружающим по имени, к родителям – «мама», «папа». Они испытывают сложности с построением предложений, поэтому часто используют чужие фразы (эхолалия). Даже при относительно нормальном лексическом запасе речь аутиста не служит средством коммуникации. Коммуникативные трудности характерны для пациентов с:

    Интеллектуальные нарушения у детей

    Дети с интеллектуальными нарушениями имеют очень ограниченный, примитивный словарный запас, который практически не увеличивается и качественно не изменяется со временем. Они плохо воспринимают вербальную информацию, с трудом выражают свои мысли и потребности. Любая инструкция требует неоднократного повторения, при этом фразы должны быть короткими, состоять из знакомых, часто употребляемых слов.

    Олигофрения различной степени выраженности (от пограничной интеллектуальной недостаточности до идиотии) может иметь врожденную или генетическую природу. Генетически обусловленная умственная отсталость встречается при синдромах:

    Сокращение словарного запаса, а затем и полный регресс речевых и коммуникативных навыков после периода благополучного развития ребенка характерен для таких патологий, как синдром Ретта, синдром Геллера, синдром Ландау-Клеффнера.

    Афазии

    Ограниченная лексика может являться следствием афатического синдрома. Такое проявление наблюдается при амнестической (номинативной) афазии, когда больные забывают название предметов, явлений, действий. Вместо нужного слова пациенты используют синонимы, описания, иносказания. Подсказка начала слова обычно эффективна для вспоминания слова целиком.

    Сужение словарного запаса демонстрируют больные с динамической афазией. Для нее характерен телеграфный стиль, речевые штампы (отсутствие предикативного словаря, использование только предметной лексики), односложные ответы. Речевая активность снижена, спонтанная речь практически отсутствует, возникают эхолалии.

    Эпилепсия

    Обеднение словарного запаса и пониженная речевая активность – олигофазия – часто встречается у больных эпилепсией. В начальных стадиях заболевания олигофазия носит преходящий характер и наблюдается только после эпилептического приступа. Затем, по мере прогрессирования эпилепсии она сохраняется и в межприпадочные периоды. Человек забывает слова, не может подыскать название для предмета. Но в отличие от амнестической афазии, подсказка первого и последующего слогов не помогает вспомнить целое слово. Резко уменьшенный, ограниченный словарный запас характерен для эпилептической деменции.

    Энцефалопатии

    Органические поражения мозга могут вызываться инфекциями ЦНС, травмами головы, интоксикациями, алкоголизмом, церебральной ишемией, гиповитаминозами. Если при острой энцефалопатии речь нарушается по типу дизартрии или афазии, то при хроническом течении отмечается постепенное интеллектуально-мнестическое снижение, развивается психоорганический синдром. Словарный запас сокращается, фразы упрощаются и становятся шаблонными, круг тем для разговора делается ограниченным.

    Психические расстройства

    Уменьшение словаря происходит у больных с нарушениями психики. Так, стереотипное повторение одних и тех же слов и фраз (вербигерация) наблюдается при кататоническом синдроме, биполярном расстройстве, старческом слабоумии.

    При различных видах деменции происходит обеднение всех сторон психической деятельности человека, стойкое интеллектуальное снижение. В начальном периоде больной забывает слова, заменяет их другими, часто не подходящими по смыслу (вербальная парафазия). Далее снижается беглость речи, словарный запас становится бедным, утрачивает навыки чтения и письма (алексия, аграфия). При тяжелой степени деменции нарушается понимание речи, развивается речевая инактивность. Снижение словарного запаса характерно для:

    Диагностика

    Диагностический маршрут зависит от предполагаемых причин ограниченного словарного запаса. На начальном этапе изучается анамнез жизни, предшествующее вербальное развитие, факторы, которые могли повлиять на речевую функцию. Пациенты получают консультацию врача-невролога, психолога или психиатра, сурдолога, логопеда, генетика.

    • Неврологическая диагностика. При подозрении на очаговые поражения головного мозга, диффузную атрофию коры выполняется МРТ или КТ-сканирование. Эпилептическую активность оценивают с помощью ЭЭГ. В некоторых случаях назначается УЗИ сосудов головы и шеи, ЭхоЭГ.
    • Аудиологическое обследование. Объективная оценка слуха необходима для подтверждения/исключения тугоухости. Для этого проводится аудиометрия, импедансометрия, исследование вызванных потенциалов, ОАЭ.
    • Нейропсихологическое тестирование. При обследовании детей используют специальные тесты: деневерский скрининговый тест, шкалы речевого развития и др. Исследуется психический статус, когнитивные способности, эмоциональная сфера, гностико-праксические функции.
    • Генетическое консультирование. Требуется при высокой вероятности генетической природы УО. Проводится клинико-генеалогический анализ, молекулярно-генетические исследования на предполагаемые синдромы.
    • Логопедическое обследование. Наблюдение за свободной речью пациента позволяет выявить недостатки словаря: его ограниченный характер, неправильное употребление слов, их замены и т.п. Для оценки словарного запаса исследуется активный и пассивный словарь (номинативный, предикативный, атрибутивный). Логопед определяет умение классифицировать предметы по общему признаку (цвету, форме, назначению), знание обобщающих понятий, синонимов и антонимов, навык подбора однокоренных слов. Важное внимание уделяется пониманию значения употребляемых слов.
    Расширение словарного запаса
    Расширение словарного запаса

    Коррекция

    Коррекционно-логопедические мероприятия проводятся на фоне лечения тех патологий, которые послужили первопричиной задержки формирования или обеднения словарного запаса. Основные составляющие медицинской реабилитации:

    Обогащение словарного запаса

    Задача расширения лексики решается в ходе занятий по развитию речи, коррекции ОНР, дизартрии, афазии. При задержках речи активно используются стимулирующие методики: предметно-сенсорная терапия, пальчиковые игры, игры на звукоподражание. В повседневной жизни необходимо оречевлять (проговаривать) все действия ребенка. Полезны занятия практической деятельностью (лепка, рисование, аппликация), театрализованные и сюжетно-ролевые игры, совместное чтение книг.

    В рамках коррекционно-логопедических занятий у пациентов с ограниченным словарным запасом используется:

    Для поддержания когнитивных функций мозга в пожилом возрасте полезна регулярная физическая и умственная активность: ежедневная зарядка, разгадывание кроссвордов, занятия ручным трудом (вышивание, бисероплетение, кружевоплетение), заучивание стихов, овладение новыми знаниями и практическими навыками.

    Литература
    1. Синдром амнестической афазии в сочетании с буквенной агнозией и алексией/ Н.В. Шахпаронова, А.В. Белопасова, А.С. Кадыков, Е.М. Кашина, Е.С. Бердникович, Е.И. Кремнева// Атмосфера. нервные болезни. – 2010 – №3.
    2. Расстройства мышления/ Блейхер В.М. – 1983.
    3. Основы теории и практики логопедии/ под ред. Левиной Р.Е. ‒ 1967.
    4. Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи/ Малашихина И.А., Черепкова Н.В., Эм Е.А. – 2008.
    Поделиться
    Поделиться
    Оцените статью!
    Рейтинг статьи 5 /5
    оценок: 1

    Ограниченный словарный запас - лечение в Москве

    Процедуры и операции Цена
    Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей
    от 1600 р.
    Отоларингология / Диагностика ЛОР-органов / Исследование слухового анализатора
    от 100 р.
    Логопедия / Коррекция нарушений речи / Вспомогательные методы логопедического воздействия
    от 53 р.
    Отоларингология / Диагностика ЛОР-органов / Исследование слухового анализатора
    от 60 р.
    Неврология / Диагностика в неврологии / ЭФИ нервно-мышечной системы
    от 500 р.
    Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей
    от 470 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 600 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 600 р.
    Логопедия / Диагностическое обследование речи
    от 900 р.
    Психиатрия / Детская психиатрия и психология / Коррекция нарушений психической сферы у детей
    от 505 р.
    Также по теме

    Комментарии к статье

    Если Вы знакомы с ограниченным словарным запасом, можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении. Здесь же можно задать анонимный вопрос врачу.

    Ваш комментарий
    Ваша оценка:
    Ваша оценка
    Красота и Медицина не публикует комментарии, которые содержат оскорбления и ненормативную лексику. Нажимая «Отправить», я принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных.
    АО «Красота и медицина»
    ОГРН 1167746117043
    +7 (495) 201-52-63
    mail@krasotaimedicina.ru
    © KrasotaiMedicina.ru 2024
    Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь. Обязательно проконсультируйтесь с врачом!